Институт этнологии и антропологии РАН
Москаленко Нелли Павловна
Тоджинцы. Материальная культура
Пища
Охотники-оленеводы Тоджи питались главным образом мясом диких животных. Это мясо оленя, марала, лося, косули, кабарги, кабана, медведя, зайца, белки. Кроме того, употребляли в очень незначительной степени мясо домашнего оленя и оленье молоко.
С.И. Вайнштейн отмечал, что, сняв с убитого на охоте зверя шкуру и вскрыв полость живота, вынимали внутренности и вырезали печень. После этого тушу разделяли в определенном порядке: сначала разрубали вдоль грудную часть, срезали ребра, затем отрезали передние (с лопатками) и задние ноги и, перевернув тушу, обрезали шею, оставляя голову вместе с горлом и легкими. Лучшими частями считалась грудинка, задняя часть туши (ужа), лопатка и мозг. Кровь тоже шла в пищу. Жидкую кровь суук хан наливали в сычуг – верхнюю часть желудка. Узкую часть сычуга протыкали заостренной палочкой и обматывали салом, снятым с поверхности желудка, а поверх тонкими кишками. В результате получалось блюдо дзэшкин.
На охоте в летние солнечные дни мясо сушили. Для этого мясо нарезали мелкими кусочками, натыкали на ветки и вешали на протянутую между деревьями веревку. Зимой и осенью варили суп дорашкылыг мун из мелко нарезанного мяса и сушеной сараны.
Из оленьего молока готовили сладковатый сыр быштаг. Одно из самых любимых кушаний оленеводов. Слегка сваренное сырое молоко ажыг сут смешивали со свежим и кипятили до тех пор, пока не всплывала густая творожная масса. Деревянной ложкой вычерпывали сыворотку, которую сливали в берестяной сосуд, а творожную массу перекладывали в мешочек из ткани и вешали в чуме. Из оленьего молока готовили простоквашу. Для этого в сырое оленье молоко наливали теплую воду и ставили на сутки у очага в накрытом шкурой сосуде.
Уже с осени оленеводы готовили молоко на зиму. Молоко заливали в кожаный сосуд, замораживали и вешали на деревья недалеко от чума. Хоютпак в начале это очень приятный кефир, со временем поспевает в айраан, а затем уже превращается в стадию кисломолочного напитка. В зависимости от температурной среды, содержания сахара в молоке хоютпак созревает самостоятельно, когда время придет, он «даст» понять своим кисломолочным ароматом, когда можно будет его употреблять и перегнать в молочную тувинскую водку – арага.
Для получения масла с остывшего кипяченого молока снимали сливки и хранили в деревянном или берестяном корытце. Масло ели с жареным толченым просом тараа и толченым ячменем. Для приготовления тараа проса слегка парили в котле, для этого зерно смачивали небольшим количеством воды и ставили на огонь, все время помешивая. Затем горячее просо выкладывали в специальное корытце, далее обжаривали до тех пор, пока оно не становилось совсем сухим. Затем клали в деревянную ступу сог таш и деревянным пестом – «пола» – толкли.
Талкан делали из ячменя, зерно жарили, а затем перемалывали на ручной мельнице. Ели такую жаренную муку, запивая горячим чаем, молоком, в конце кладут масло. https://kntuva.ru/2022/08/08/тувинские-ступы-согааш-в-этнографиче/
На изготовление тараа и талкана женщины тратили много сил и времени, поэтому заготавливали их впрок только охотникам, когда они шли на промысел.
Путешественники отмечали, что главной пищей тувинцев-оленеводов был чай. Чай варили в круглых котлах паш. Сначала кипятили воду, а затем высыпали в нее чай, мелко растолченный в специальных маленьких ступах сог таш или кожаных кисетах.
После того как чай засыпан в кипящую воду, хозяйка ложкой медленным движением снимает вскипевшую чайную пенку и сливает ее обратно в котел, затем кладет в чай соль (на котел 3 столовые ложки). Затем вливали молоко в разных количествах в зависимости от его наличия и качества у хозяйки. Так, оленьего, сарлычьего, верблюжьего много не наливали, так оно очень калорийное молоко. Употребляли оленеводы дикий чай – болотник черлик шай. Для приготовления чая использовались также листья бадана.
Значительная роль в пищевом режиме охотников-оленеводов играет кедровый промысел. Сбор шишек начинался в сентябре. Осенью шишку сбивали, ударяя по стволу кедра деревянным молотом токпак» или залезали на дерево кедра и, встряхивая ветки, сбрасывали шишки. Затем шишки разбивали молотом мон на специальной подстилке (из кожи, бересты или ткани). Очищенные орехи сушили в котлах над огнем. Собирали дикорастущие растения для приготовления пищи: черемшу, дикий лук, ягоды.
Рыбная пища занимала в рационе тоджинцев незначительное место. Употребляли хариуса, ленка, тайменя, щуку, сига, окуня. Рыбу сушили, а затем толкли на камне, превращая в муку оржа, которую хранили до зимы. Рыбную муку употребляли вместе с чаем.
Одежда
Основой верхней одежды тоджинцев (мужчин, женщин, детей) был тон – длиннополая распашная одежа со стоячим воротником, запахивающаяся на правую сторону и с характерным вырезом на левой поле.
Летом скотоводы носили из ткани терлик тон, а весной и осенью – шубы из шкур овец с шерстью, ой тон. Зимние одежды кишки тон шили из шкур животных мехом внутрь (шкуры зимнего оленя или горного козла).
На промысле подпоясывались кожаным ремнем, к которому были подвешены различные охотничьи принадлежности саадак. Уходя на промысел, тоджинцы нередко подпоясывались узким ремнем с копытцами косули на его концах. Делали пояс из шкуры оленьих телят, из шкур горного козла. Впоследствии лишь тот, кто не имел возможности купить материи на модный пояс, носил пояс из шкуры.
В 30-е годы ХХ столетия в Восточной Туве начала распространяться новая одежда – стеганый халат ховенниг тон. Рубашки как мужчин, так и женщин и детей были одинакового покроя. Летние штаны чувур шили из шкуры косули или оленя. Для изготовления летних штанов применяли бязь из китайского далембу. Зимние штаны также шили из шкуры оленя или косули. Штаны носили шерстью внутрь. Штаны мужчины и женщины носили на ременном поясе – инджу, который продевался в петельки, пришитые к верхнему краю штанов. Охотники, отправляясь на промысел, надевали короткую охотничью куртку, наколенники хууш.
Зимой мужчины, женщины и дети носили камусовую обувь бышкак идик мехом наружу с голенищами до колен. Для изготовления одной пары обуви требовалось четыре камуса бышкак взрослого оленя или марала. Летнюю обувь шили из летних камусов оленей, зимнюю – из зимних. Подошву делали из шкуры с шеи лося, горного козла. В обувь клали стельку, идык сыгене, из чистого мелкого сена. Ногу обертывали портянкой из материи «орышкын», зимой из шкуры и войлока. Обычно надевали войлочный или меховой чулок «ок».
Одним из древних типов головного убора был куполообразная шапка из утиной шкуры. Такие шапки были распространены только среди оленеводов. Был распространен головной убор калбак борт, они имели в основе колпак, сшитый из материи на ватном простеганном подкладке с пришитыми с боков наушниками. При хорошей погоде наушники подворачивали внутрь колпака, при плохой – спускали и подвязывали под подбородок. Встречался у оленеводов тюбетейкообразный головной убор.
Для детей оленеводы шили зимние шапки из шкурок белок. Женщины носили летом платки из далембы былаат аржыын. Единственным видом обрядовой одежды была фата тума-лай. Специальной погребальной одежды не было.
Жилище
Основным типом жилища тувинцев-тоджинцев был берестяной конический шестовой чум. Он имел конусообразную форму, высота чума составляла 3–4,5 м, диаметр основания – 4–5,8 м. Остов чума состоял из конически установленных по кругу жердей, верхние концы которых сходились. В зависимости от размера жилища число жердей в чуме оленеводов колебалось от 15 до 30. Три жерди были основными и определяли расположение остальных. Три основные жерди обкладывали по кругу шестами.
С мая по октябрь оленеводы пользовались покрышками из бересты тос шывыг. В холодное время года, с осени и до весны, оленеводы применяли покрышки, сшитые из кожи. Для одного чума требовалось пять кожаных покрышек. По краям входного отверстия устанавливали две жерди. На высоте 150–180 см от земли к этим жердям прикрепляли двумя решетками кусок выделанной кожи (шкуры лося), служившей дверью. В средней части кожи горизонтально привязывали палку, которая удерживала кожу в определенном положении. При входе и выходе из чума эту палку приподнимали. Нередко на внутренней стороне двери для украшения привязывали пучки кожаных ремешков.
В конце 20-х годов ХХ в. некоторые скотоводы, перешедшие к оседлой жизни, начали покрывать чумы корой лиственницы. В центре чума оленеводов, над очагом, висел бронзовый котел с двумя ушками, подвешенный на цепи, которая укреплялась на жерди при помощи волосяной веревки. Верхний конец лежал на скреплении жердей в основе чума, а нижний упирался в землю рядом с очагом.
Правая половина жилища считалась женской, здесь хозяйка готовила пищу, у очага лежали деревянные корытца. Здесь же была установлена кровать. Если в семье были грудные дети, то берестяную люльку также привязывали к жердям в правой стороне чума.
Левая сторона чума – мужская (на этой стороне находились оружие, седла и др.). Для хранения мелких вещей использовали небольшие деревянные ящики. Нитки, иголки, материю хранили в небольших мешочках, для хранения жидкости применяли цилиндрические сосуды, изготовленные из березы и тополя. Для хранения молока в пути оленеводы применяли специальный сосуд, изготовленный из кожи лося хогээр. Для хранения жидких продуктов применялись также сосуды, сделанные из пузыря, кишечника, желудка животных.
Значительно более солидное устройство корьевого чума – это непереносимый чум. Остов корьевого чума сооружался так же, как и остов берестяного. Только алажи значительно толще. Корьевой чум мог стоять 2-3 года.
В середине ХХ столетия оленеводы, переселившиеся в колхозный поселок, сохраняли в корьевом чуме обстановку берестяного чума. Наиболее обеспеченные оленеводы включали в обстановку элементы городской мебели – деревянные топчаны и железные кровати с сетками. Вместо полок для посуды появились шкафчики, столы, табуретки и стулья. К жердям подвешивали полочки для мелкой утвари и книг. На стенах чума развешивали матерчатые цветные коврики.
К 1955 г. в колхозном поселке корьевые чумы почти исчезли, остались они в животноводческих фермах как летнее жилье работников ферм.
Средства передвижения
Главным средством передвижения тувинцев Тоджи был олень. На нем совершались перекочевки. Для восточных тувинцев-тоджинцев был характерен вьючно-верховой тип оленеводства саянского типа. Транспортное использование оленей позволило осваивать большие промысловые угодья: в зимних условиях олени могли проходить под седлом около 60 км в день и нести до 40 кг груза. Летом оленей вьючили так же, как и быков. Для этого изготавливали особое седло из березовой древесины ынгыржак с более длинными, чем у бычьего, палками и более низкими арками, не связанными поверх продольным деревянным брусом. Около 40 % хозяйств оленеводов имели по одной-две лошади на семью. Число лошадей составляло всего 5,2 % к числу оленей.
Весной в период откочевки в горы лошадей обычно оставляли в долине рек небольшими табунами, принадлежавшими всем хозяйствам одного аала. Лошадей не пасли, каждые 10-15 дней кто-нибудь из оленеводов спускался на один-два дня в долину проверить табун. Осенью, зимой и ранней весной лошади находились в аалах. Лошадей использовали для верховой езды и под вьюк, в особенности как транспортное средство на охоте осенью и весной.