Институт этнологии и антропологии РАН
Москаленко Нелли Павловна
Тоджинцы. Краткая историческая справка
Первые сведения о тувинцах-тоджинцах, относящиеся к племенам дубо, содержатся в китайской династической хронике Тан-шу – истории Танской династии (618–907 гг.). В монгольской хронике 1240 г., в «Сокровенном сказании», среди лесных народов упоминаются предки тоджинцев – тубасы. В персидских источниках XIII–XIV вв., в труде Рашид ад-Дине, упоминаются предки восточных тувинцев – тоджинцы.
С середины XVII в. большая часть северо-восточной Тувы – Тоджа – входила в состав Русского государства под названием Саянская землица. С 1658 по 1712 г. ее жители платили ясак в Красноярский и Усинский остроги.
В 1776–1777 гг. в Петербурге вышла первая этнографическая работа о народах Российской империи под редакцией академика Российской академии наук Иоганна Георги. Он писал: «Саяты, называются также суитами и соитами; они живут на высоких Саянских горах, на юго-западном конце Байкала у монгольской границы, а отчасти и за оными, на китайских землях, почему они нам не все известны. Число платящих дань почти соответствует количеству коибал Гиперссылка: Тюркские племена, вошедшие в состав хакасского народа. как российские, так и китайские саяты бедны и кочуют в худых, берестой покрытых летних юртах в пустых горах и отчасти держат немного оленей; большая же половина никаких животных, кроме собак, у себя не имеет и живет бедно и неопрятно, получая пропитание от одной звериной и рыбной ловли и некоторых диких корений. Закон содержат все языческий по шаманскому толкованию. В одеянии же, обрядах и нравах нимало не разнятся от каибал и маторов, почему здесь на них и ссылаюсь»
Первые сведения об оленеводах Тоджи относятся к 1887 г., когда экспедиция под руководством полковника Н.П. Бобыря пришла в Тоджу со стороны озера Косогол. Участников экспедиции встретили оленеводы. Оленеводы дали членам экспедиции оленье молоко и получили в обмен порох, спички и гвозди. В отчете отмечалось, что эти «оленеводы из трех подарков были знакомы с употреблением одного пороха». По пути экспедиции полковника Н.П. Бобыря, но только в обратном направлении, из Тоджи на реку Бирюсу, со стадом скота для продажи на приисках в 1890 г. пришел русский торговец Г.П. Сафьянов.
Начало этнографическому изучению тоджинцев было положено П.Е. Островским, который летом 1897 г. по поручению Русского географического общества совершил поездку в Тоджу. П.Е. Островских прошел по долине Бий-Хем от Систиг-Хема до озера Тоджа, его интересовали антропологические, этнографические, лингвистические исследования, в том числе верования тоджинцев.
В 1910 г. английский путешественник Д. Каррутерс, побывавший в Тодже, писал, что лишь небольшая часть племени Тойи (Тожи, Тоджи) и другого племени Марди (вероятн маады) занимаются оленеводством. Исследователь отмечал, что оленеводы Тоджи более оседлы, чем скотоводы, которые кочуют не менее четырех раз в год. «Оленеводы кочуют летом в горы, чтобы предохранить оленей от гнуса, зимой спускаются вниз в леса. Все потребности оленеводов удовлетворяются продукцией оленеводства. Пастухи не пасут оленей, а олени нередко пропадают на несколько дней и подолгу не возвращаются к своим хозяевам. <...> Но все же с наступлением сумерек животные сами возвращаются с пастбищ не только в лагерь (аал - селение, поселение, двор)., но и к определенным палаткам (чумам) своих хозяев». Д. Каррутерс отмечал заметную прирученность оленей, чему способствовало кормление вечером оленей солью по приходе в аал. «Кормят женщины, соль держат в кожаных мешочках. Важенок (самок северного оленя) привлекают домой телята, которых женщины оставляют близ аала в течение всего дня привязанными под тенью деревьев или особо сооруженных балаганах».
В 1914 г. в Восточных Саянах работала норвежская экспедиция, один из участников которой Э. Ольсен исследовал оленеводство у сойотов. Первая советская этнографо-антропологическая экспедиция в Тоджу была совершена в 1926 г. под руководством известного ученого, профессора В.В. Бунака. Исследования проводилось тремя отрядами – два отряда вели антропологическое исследование (отряд В.В. Бунака и А.И. Ярхо) и один – этнографическое исследование (отряд М.Г. Левина).
В 1952 г. в Тодже продолжили работать антропологический (руководитель М.Г. Левин) и этнографический (руководитель Е.Д. Прокофьева) отряды Тувинской Саяно-Алтайской экспедиции Института этнографии АН СССР, возглавляемой Л.П. Потаповым. Во время экспедиции были собраны уникальные материалы о традиционной жизни тувинцев-оленеводов Тоджи в период коллективизации, экономических и социальных преобразований. По итогам экспедиции Е.Д. Прокофьева подготовила фундаментальный труд, посвященный процессу национальной консолидации тувинцев. С 1952 г. этнографические исследования в Восточной Туве (Тодже, Тере-Холь) проводил С.И. Вайнштейн. В процессе изучения коренного населения Тувы ученый отметил, что по формам хозяйственной деятельности тувинцы делились на скотоводов степных и горно-степных районов центральной, южной и западной Тувы и охотников-оленеводов, населяющих горно-таежные районы Восточной Тувы (Тоджи). Охотники-оленеводы отличались от тувинских скотоводов не только хозяйственной деятельностью, но и многими этнографическими особенностями, обусловленными их особой этнической историей. Скотоводов-охотников Тоджи, населяющих степные участки в долинах таежных рек, и тувинцев-оленеводов, населяющих верховья рек северо-восточной Тувы, в научной литературе называют тувинцами-тоджинцами. Данная группа впервые была выделена С.И. Вайнштейном в отдельную самостоятельную этнокультурную группу и названа «тувинцами-тоджинцами».
В формировании родоплеменного состава тувинцев-тоджинцев приняли участие самодийские, енисейские (кетские), монголоязычные и тюркские племена (хаасут, кезек-маады, кара-тодут, дурган, соян, кезек-куулар, кыштаг, урат, демчи, маады даргалар, кара-балыкчы, кара-соян, чоду, хойук, тюлюш, телег, теленгит (теле), тумат, уйгур, кыргыс, куулар, байырык, хаасут, хойук, тодут и др.). Вместе с тем у этих групп сформировалось и общее самоназвание тожу, тожу кижи.
Как показывают современные исследователи, благоприятные природные условия Тоджи привели к возникновению особой формы оленеводства, которая объединяет четыре близкородственные группы оленеводов и охотников Саянского хребта: тоджинцев (тожу) в юго-восточной части; тофаларов в Иркутской области – на северо-западе, духа (туха) в северо-западной Монголии и сойотов в Республике Бурятия в северо-восточной части Восточно-Саянского хребта.