Вернуться

Институт этнологии и антропологии РАН

Москаленко Нелли Павловна

Тоджинцы. Искусство, промыслы и ремесла



В традиционном декоративно-прикладном искусстве Тувы можно выделить три направления – графику, живопись и скульптуру малых форм. Тувинские мастера выполняли графические рисунки на коже, бересте, дереве, металле, войлоке, ткани, причем использовали различные техники: тиснение, гравировку, чеканку, вышивку, аппликацию. Порой контурные изображения выбивались или выцарапывались на скалах и камнях. Художники создавали буддистские иконы на ткани, расписывали мебель и музыкальные инструменты. Литейщики и резчики по дереву и камню изготавливали скульптуру. При этом предпочтение отдавалось сравнительно легким в обработке породам: из древесины – кедру, тополю, иногда березе, из камня – агальматолиту. Литье и резьба в народном творчестве были неразрывно связаны, поскольку тувинцы применяли технику утрачиваемой модели, используя в качестве шаблона фигурку, вырезанную из дерева.

Тувинская скульптура была представлена исключительно мелкой пластикой. В высоту резные фигуры не превышали двадцати сантиметров. Это объясняется спецификой быта кочевников, выражавшейся в отсутствии специально оборудованных мастерских. Резчики создавали свои произведения, просто зажав болванку пальцами или коленями.

Изобразительное искусство тувинцев-тоджинцев представлено в основном орнаментальной резьбой по дереву и кости. Преобладал вырезанный ножом прямолинейный геометрический орнамент, состоявший главным образом из зигзагов, треугольников, шевронов и ромбов. Орнаментами украшали передние луки вьючных седел, пороховницы, игольницы, шкатулки. Простейший тип орнамента, часто украшающий берестяные сосуды, – соо.

Богато украшались кожаные чепраки (подстилка под конское седло), седельные крылья тепсе и стенки кожаных сосудов. Для нанесения орнамента мастер предварительно вырезал его на деревянной доске, служившей формой хеп. Затем он накладывал на форму обработанную влажную кожу и деревянным или роговым заостренным стержнем выдавливал на ней орнамент, соответствующий выемкам формы. После этого кожу с формой клали на несколько дней в затемненное место для сушки. Выдавленный узор вырезали ножом и нашивали на тепсе в виде аппликации.

Помимо геометрических орнаментов, у оленеводов изредка встречаются орнаментальные композиции, включающие изображения птиц. В декоративно-прикладном искусстве тоджинцев сюжетные рисунки не были характерны.

У скотоводов орнамент украшает стенки ящиков аптыра, деревянные стенки кровати и шкафчики для посуды. В рисунках на аптара иногда встречаются орнаментальные редукции китайских символических знаков, например «фу» – богатство, этот орнамент носит у тувинцев название чоос. Другой орнамент, часто украшающий аптара, включает сложные криволинейные линии, называемые у тоджинцев теге мыйызы – «козлиный рог».

Характерно, что «лесной» орнамент у оленеводов сохранился только на вещах древнего охотничье-оленеводческого быта (берестяная и деревянная посуда, вьючные оленьи седла), его нет на вещах, связанных с влиянием культуры степного населения. Им никогда не украшали верховые оленьи седла, даже изготовленные самими оленеводами.

Оленеводы вырезали из бересты силуэты животных, служившие игрушками для детей. Художественной обработкой металлов занимались кузнецы. В основном она сводилась к изготовлению украшений для седла. Кузнец вначале выковывал из железа заготовку желаемой формы, а затем набивал на нее молотком тонкую серебряную пластинку, хорошо облегавшую все детали.