Вернуться
  Институт этнологии и антропологии РАН
Тюхтенева Светлана Петровна

Теленгиты. Духовная культура


В основе религиозной жизни современных теленгитов лежит их отношение к земле — как к своей местности, так и ко всему Алтаю, хотя, на первый взгляд, жизнь двух теленгитских районов значительно различается. Специфическая черта теленгитского населения Улаганского района — это сочетание в религиозной жизни православного христианства с культом природы и другими религиозными практиками и представлениями.

Улаган был одним из основных регионов деятельности Алтайской духовной миссии, организованной в 1828–1830 гг. До сих пор православное христианство влияет на жизнь местных людей. Однако можно уверенно сказать, что почитание матери-земли, Jер эне — это основная черта религиозной практики в обоих теленгитских районах. Уважительное отношение к земле проявляется не только в почитании отдельных священных мест, таких как горы ( ыйык туу ) или лечебные источники ( аржан суу ), но прежде всего в целостном отношении теленгитов к Алтаю. Можно сказать, что Алтай для теленгитов является составной частью человека. Жители Кош-Агачского района, к примеру, часто подчеркивают, что они живут в Эре Чуй . Если Кош-Агачский район — это административная единица, то Эре Чуй — это земля в духовном значении. Теленгиты, судя по полевым материалам А. Халембы, описывают ее прилагательным агару , что означает «нечто чистое и святое». Наименование Эре Чуй связывается с бассейном главной реки района Чуй (Чуя), и значение этой территории тоже определяется течением реки. Места в верховьях реки Чуй считаются самыми священными, а ее влияние как бы «плывет» с течением реки и воздействует на другие места, в том числе и на весь Алтай. Возле дорог в теленгитских районах можно видеть кучи собранных камней, называемых ӱӱле . Камни складывают люди, путешествующие по какому-то важному поводу — на свадьбу или сватовство, на праздник, на учебу в вуз. Возле ӱӱле останавливаются не каждый раз, а только когда надо просить благословления или благодарить ээлер , духов-хозяев местности. Теленгиты оставляют также на этих местах монеты, угощение из пищи и напитков и привязывают j алама — лоскутки материи, прежде всего белого цвета. Если вокруг имеются деревья, jaлама привязывают к лиственнице.

 

Улаганский перевал. Ритуальное место.


Ээлер — духи-хозяева — играют главную роль в религиозной жизни теленгитов. Хотя имеются и многие другие персонажи, у ээлер большое влияние на человеческую жизнь. Теленгиты говорят: « Ээ joк неме joк» («Без хозяина ничего не бывает»).


Подношения духу-хозяйке целебных источников.


Исследователи чаще всего описывают значение этого термина по отношению к священным или особенным местам. Это понятие позволяет людям обсуждать внутреннюю или скрытую энергию разных существ, вещей и явлений и входить во взаимодействие с ними. Алтайдыҥ ээзи и Алтай Кудай — два понятия, значение которых для религиозной жизни теленгитов невозможно переоценить. Алтайдыҥ ээзи — это хозяин Алтая по отношению как ко всей алтайской территории, так и к определенным местам. Это метонимия, означающая, что, говоря о ээзи , теленгиты говорят одновременно об определенном месте и обо всем Алтае. Люди много рассказывают про черты ээлер , в которых рассматривается их характеристика (пол, возраст, даже этническая принадлежность) или качества (например, способность превращаться — кубулып — показывать себя людям в разных обликах), в основном они понимаются как своего рода энергия, само существование которой главнее, чем разные формы, которые она принимает. В последние годы понятие Алтайдыҥ ээзи дополняется другим понятием — Алтай Кудай . Это выражение подчеркивает божественность, сакральность всего Алтая.


Ритуальная каменная насыпь обоо и ленты- ϳ алама .


Для теленгитов Алтай — это самое святое. Трансцендентный «бог» ( кудай ) и имманентный Алтай совмещены здесь в одно целое. Сами теленгиты не называют своих верований ни шаманизмом, ни буддизмом, ни даже бурханизмом. хотя, конечно, все эти термины им хорошо известны. Они говорят, что у них есть своя вера ( бойыныҥ jaҥы ), а если уж обязательно надо ее кому-то назвать, ее предпочитают определять как алтай jaҥ — «алтайская вера». Всех людей, обладающих какими-то духовными знаниями, теленгиты называют неме билер кижи (букв. «нечто знающий человек»). В самом общем плане теленгиты делят всех живущих на билер улус и билбес улус — людей, которые знают, и людей, которые не знают. Термин кам, шаман, используют крайне редко, только в отношении единичных лиц нашего времени или же когда речь идет о «знающих людях» прошлого. Кам считается самым сильным среди знающих людей. Бытует мнение что быть камом — это необыкновенно сложная задача. Путь шамана опасен, он приносит ему (ей) а также его (ее) семье много боли. Семья кама обычно неприветливо встречает его (ее) шаманское призвание, несмотря на престиж этого занятия. Однако знания шамана потенциально опасны и для клиентов, и для самого шамана. Сила шамана — это потенциал, который можно использовать по-разному, полагают теленгиты.

 

Шаманский атрибут «зеркало».


Праздничная культура. Теленгиты с большим удовольствием отмечают как общероссийские, так и некоторые христианские и русские праздники. В Улаганском районе, где много крещеных теленгитов, больше значения придают таким праздникам, как Рождество, Пасха или так называемые родительские дни, чем в Кош-Агачском районе. К общероссийским праздникам относятся Новый год, старый Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день 8 Марта, проводы зимы, Первое Мая, День Победы, День независимости, День защиты детей, День молодежи и др. В эти дни в Домах культуры организуются концерты и встречи, а в домах у большинства жителей накрывается стол, готовятся такие блюда, как пельмени, мясные котлеты, салаты. Кроме того, работники культуры устраивают праздники села, улицы, родов, фамилий. Теленгиты принимают активное участие и в таких общереспубликанских алтайских праздниках, как Jылгайак, Сары бӱр и Эл ойын . Они организуются культработниками и местной администрацией.

Говоря о теленгитах, нельзя не отметить особо один праздник годового цикла. Это Чагаа байрам, праздник начала нового года по лунному календарю, проходящий в январе-феврале. До 1990-х годов его отмечали в основном в Кош-Агачском районе, но на волне так называемого национально-культурного возрождения его стали организовывать и в других районах РА. Однако для теленгитов Кош-Агачского района Чагаа является не только общественным, но и семейным праздником. Дата праздника определяется старшими членами семьи, учитывая фазу луны и движение звезд: при установлении даты праздника самым главным созвездием считают Плеяды ( Ӱлкер ).

К важным религиозным праздникам годового цикла относится моление Алтаю, называемое Алтай такыыры или Алтай кӧдӱргени . В Улаганском районе моление это проводится до сих пор на склонах гор возле сел Балыктуюль и Саратан. В Кош-Агачском районе указанное моление проводится ежегодно возле с. Теленгит-Сортогой у горы Кӧк ыйык .