Вернуться
  Институт этнологии и антропологии РАН
Тюхтенева Светлана Петровна

Теленгиты. Материальная культура


Традиционной хозяйственной деятельностью теленгитов является прежде всего скотоводство, которое во многом определяется природными условиями, а они в двух теленгитских районах разные. В связи с этим различаются и традиционные жилища теленгитов указанных районов.

Жилища. Пастбищное скотоводство обусловило кочевой и полукочевой образ жизни и соответствующие формы жилищ. Основными типами жилищ теленгитов традиционно являлись конусообразный чадыр или аланчик и войлочная юрта кийис или кереге айыл . Наиболее распространенный и в настоящее время передвижной тип жилища теленгитов — войлочная юрта, используемая особенно широко в Кош-Агачском районе.

 

Войлочная юрта и домики для проживания возле целебных источников Кош-Агачского района


Жерди теленгитских юрт — унаа — прямые, в отличие от используемых проживающими в Кош-Агачском районе казахами, у которых они обязательно загнуты на конце, прикрепляющемся к кереге . В настоящее время, если теленгит покупает юрту, привезенную от казахов из Монголии, то обязательно переделывает жерди на прямые.

Сегодня большинство теленгитов живет в деревянных срубных и панельных бетонных домах. Строятся новые дома, в массе своей одноэтажные, но с появлением новых видов строительных материалов и двухэтажные. В Улаганском районе возле деревянных домов ставят деревянные многоугольные юрты агаш айыл или чертпе такого же типа, как и у алтай-кижи. Он служит как летняя кухня. В Кош-Агачском районе предпочитают летние кухни в виде небольших домиков или войлочные юрты. Здесь почти на всех зимних стоянках построены деревянные дома, а войлочные юрты устанавливают только в летний период, особенно у чабанов, кочующих не менее четырех раз в год по высокогорной степи. Войлочная юрта всегда должна располагаться так, чтобы лучи восходящего солнца падали на дверь. Передняя часть ее ( тӧр ) — почетная, туда сажают почетных гостей. Разделение юрты на мужскую и женскую половины существует до сих пор. Если смотреть от тӧр к дверям, то левая часть юрты — женская, а правая — мужская.

Юрта сегодня представляет собой важный элемент культуры теленгитов. Они считают ее культурным маркером, отличающим их от других групп алтайцев. Для некоторых людей старшего возраста уклад юрты до сих пор представляет собой своего рода схему для осмысления отношений человека с землей и окружающей средой. Так как юрту разделяют на две половины, то также делят и территорию. Две стороны той или иной территории называют ада j аны и эне j аны (букв. «отца сторона» и «матери сторона»). Осью является река, особенно протекающая с востока на запад. Про такую реку говорят, что она находится эжикте (букв. «у дверей»). Это разделение территории важно для старшего поколения, чабанов, но особенно для людей, которые переезжают на другое место.

Пища. Хотя сегодня частные предприниматели привозят в теленгитские районы фрукты, овощи и другие продукты, в ежедневном рационе теленгитов, как и, по крайней мере, столетие назад, доминируют мясо и молочные блюда. Употребление мяса зависит от сезона и зажиточности семьи. На зиму заготавливают согум — обычно это туша молодого трехлетнего бычка. Мясо разделывают и замораживают в морозильниках. Овец и коз забивают на мясо летом и осенью. На время сенокосных работ большие семьи и сельскохозяйственные производственные кооперативы (бригады) заготавливают мясо верблюдов, яков и бычков. Лошадей забивают на мясо очень редко, в основном на свадьбу и похороны мужчин. Забой домашних животных производится только мужчинами.

Основной способ приготовления мясной пищи — варка мяса в воде с солью, так что получается бульон и нарезанное большими кусками вареное мясо.

 

На фотографии — отварное мясо, сложенное в анатомическом порядке, подготовленное для обряда кормления духа-хозяйки огня, называемую от эне , «огонь мать».


Из крови коров, овец, яков и коз делают кровяную колбасу. Кроме варки, мясо жарят или тушат ( куртак — мелко нарезанное тушеное мясо) и используют для приготовления супов (особенно кӧчӧ — в казан, в котором варится мясо, добавляется ячменная или перловая крупа). В мясной рацион входит также мясо животных, добытых на охоте, особенно в Улаганском районе. Промышляют теленгиты маралов, косуль, диких коз, зайцев, кабанов, лосей и сурков. Мясо диких животных употребляют в вареном виде, внутренности не едят. В последнее время все больше людей занимается рыбалкой, и рыба дополняет диету теленгитов. Молоко в сыром виде почти не употребляется. После дойки, а она проводится два раза в день, молоко обязательно варят, потом отстаивают и снимают собравшиеся на поверхности сливки ( каймак ). Из них готовят масло, которое перетапливают, получая топленое масло ( capjy ). Из кипяченого молока готовят айрак — основу для многих других блюд теленгитской кухни. Айрак используется как напиток, его подают гостям. Но в основном айрак перегоняют, чтобы получить алкогольный напиток средней крепости аракы . Кроме аракы после перегонки получают творожистую массу, которую после сцеживания сыворотки называют аарчы . Из аарчы делают сушеные на солнце сырчики курут и э ϳ игей (сыр на основе аарчы , но с добавлением свежего молока). Сыр быштак получают из сваренного молока и айрака .

Покупную муку теленгиты используют для домашней выпечки хлеба, приготовления боорсоков (куски теста, обжаренные в жиру), лепешек (называемых в Улаганском районе калтыр , а в Кош-Агачском алтай калаш , букв, «алтайский хлеб») и теертпеков (круглые лепешки, жаренные в золе), пельменей. Из особенностей теленгитской кухни следует отметить талкан , т.е. растертый при помощи каменной зернотерки ( паспак ) поджаренный ячмень. Улаганские теленгиты добавляют его в чай или едят, смешивая с каймаком . Чай, как и большинство алтайцев, теленгиты употребляют с молоком, маслом и солью.

Теленгитские женщины занимаются сбором разных ягод, дикого лука, чеснока, ревня. Ягоды едят в сыром и замороженном виде или готовят из них варенье. Грибы собирают редко, но в последнее время это стало более популярным. В Улаганском районе занимаются также заготовкой кедрового ореха. В настоящий период определенное значение в пище теленгитов имеют овощи, особенно в Улаганском районе, где огороды и парники есть почти возле всех домов. Выращивают картошку, помидоры, огурцы, морковь, свеклу, редиску, лук. В Кош-Агачском районе, кроме села Курай, огороды держат редко из-за сурового климата.

Одежда.


Инструктор Дома алтайки Коркина З.П. обучает курсанток вышивке. Фотография 1952 г. из архива семьи Калкина Г.Д.


Сегодня теленгиты носят одежду, закупаемую в магазинах и на рынках. На рынках Кош-Агача торговцы продают одежду, привезенную из Монголии, часто китайского производства. Из традиционной одежды теленгиты до сих пор изготавливают и носят зимние шубы тон . Представительницы старшего возраста носят его зимой повседневно, а среднего и младшего возраста надевают на национальные праздники, например, к Чагаа байрам . Подкладка шубы делается из хорошо выделанных шкур ягнят и обшивается тканью зеленого, красного или синего цвета. Тон имеется и у некоторых мужчин, но реже, чем у женщин. Мужская и женская шубы различаются по крою и вышивке. На свадьбу женщинам всегда шьют чегедек . Это длинная безрукавка, которую раньше все замужние женщины надевали повседневно. Сегодня чегедек надевают на свадьбу (не только на собственную, но и будучи приглашены в качестве гостей на чужую) и во время национальных праздников.


Теленгиты Кош-Агачского района.


Теленгитская безрукавка отличается по крою, украшениям и цвету от таковой у алтай-кижи. Из головных уборов большой популярностью пользуется бычкак бӧрӱк , т.е. высокая шапка из лисьих лапок. Такие шапки до второй половины XX в. были распространены прежде всего среди алтай-кижи, но сегодня они являются национальным головным убором практически у всех групп алтайцев, и теленгиты — как мужчины, так и женщины — тоже носят их весьма охотно. Традиционно замужние теленгитки надевали шапочки с жесткой конусовидной тульей, окаймленной меховой опушкой. Такого типа шапки нынче также шьют и носят по праздникам. Мужчины носили шапки малакай , которые шили из лисьих шкур и отделывали тканью с вышивкой. Обувь традиционного типа с высоким голенищем из кожи и камуса косули шьют и носят крайне редко. Чаще всего подобную обувь, но из камуса овец, шьют для маленьких детей. В повседневной жизни теленгиты носят обувь покупную, а для ношения вместе с традиционной зимней одеждой приобретают унты и монгольские сапоги фабричного изготовления.


На ярмарке в Кош-Агачском районе .