Вернуться
  Институт этнологии и антропологии РАН
Тюхтенева Светлана Петровна

Теленгиты. Образ жизни и система жизнеобеспечения


Специфика хозяйственной деятельности населения: в высокогорных районах на юго-востоке республики — Кош-Агачском и Улаганском (за исключением Челушманской долины, микроклимат которой позволяет заниматься огородничеством и садоводством) — население преимущественно занято скотоводством. На юге в стадах преобладают овцы, козы, затем крупный рогатый скот и лошади, в небольшом количестве птица. Во всех районах Республики Алтай население ведет таежный промысел, охоту и рыболовство, которые в каждой местности играют разную роль в системе жизнеобеспечения. Примерно так же выглядит и карта производственной специализации промышленности, малого бизнеса, сельскохозяйственных производственных кооперативов и фермерских хозяйств – на юге РА скотоводство, мараловодство, лесозаготовки, добыча полезных ископаемых и частично земледелие (огородничество). В количественном отношении все же большинство работающих занято в органах управления, государственных учреждениях образования, здравоохранения, культуры, труда и социального развития.

Рассмотрение хозяйственной деятельности алтайцев с XIX по начало XXI вв. позволяет говорить о частичном сохранении традиционных черт их быта и культуры. Оно вызвано, прежде всего, природными условиями среды обитания. Второй причиной следует назвать сохранение в системе этнических ценностей представлений о том, что состоятельность человека определяется наличием у него скота. Об этом сказано, к примеру, в поговорке «Бедняк детьми хвалится (большим количеством), богач – скотом».

 

Сено на зиму возле чабанской стоянки


И, наконец, третья причина кроется в том, что большая часть алтайцев продолжает вести сельский образ жизни. Многие алтайские селяне, как и большинство не городского населения России, живут исключительно за счет своего хозяйства.

Теленгиты ведут комплексное хозяйство с преобладанием скотоводства. Традиционные отрасли хозяйствования совмещаются, подчас очень удачно, с новыми, появившимися в советское время. Разводят преимущественно лошадей, овец, коров разных пород, в небольшом количестве коз, верблюдов, яков. (Коновязь — традиционный атрибут жилища алтайцев)


Коновязь — традиционный атрибут жилища алтайцев.


Скотоводство в конце XIX–середине XX вв. имело экстенсивный полукочевой характер: все население кочевало вместе со скотом от зимних пастбищ кышту к летним jайлу в горно-степной зоне два раза в год, весной и осенью, а в высокогорно-полупустынной зоне — четыре раза в обычный год, более 6 раз — в засушливые годы. Как правило, кочевка происходила снизу вверх: из межгорных долин до альпийских лугов. Радиус кочевания к началу XX в. составлял в первой зоне от трех до пяти километров, а во второй от 50–150 км(по материалам В.Я. Кыдыевой). В начале XXI в. перекочевки владельцев больших стад происходят на меньшие расстояния в связи с изменением форм собственности на пастбища и другие земли сельскохозяйственного назначения. А главный фактор уменьшения числа перекочевок – заготовка грубых кормов (сена) и уменьшение количества скота в частном владении (относительно досоветского периода).

Теленгиты почти до середины XX в. практиковали круглогодичный выпас скота: табуны скота круглый год находились на подножном корму. Рогатый скот получает сухой корм только два месяца в году, в феврале-марте. Летом скот отгоняют в горы, зимой же он ходит в долинах, недалеко от жилищ. Зимою держат рогатый скот и овец в крытых дворах, а лошади зимуют под открытым небом. В среднем на одно кочевое хозяйство в конце XIX в. приходилось в среднем лошадей – 3, крупного рогатого скота – 8 головы и мелкого рогатого скота – 15 голов. Хотя для нормального жизнеобеспечения одного человека, если судить по традиционной для тюрко-монгольской системы штрафов и налогов, необходим минимум скота в количестве девяти голов. Это верблюд, лошадь, корова или ячиха и шесть овец. Относительно именно такого количества овец свидетельствует сохраняющаяся с древности практика выпаса (тебеневки) в зимний период. Умение лошадей тебеневать, то есть разгребать копытами снег, чтобы добыть траву, лежит в основе скотоводческой технологии у всех народов Центральной Азии: первыми на заснеженное пастбище пускают лошадей и только за ними овец. Так одна лошадь может «обеспечить» кормом шесть овец. Следовательно, для семьи из пяти человек необходимо минимум тридцать овец, пять лошадей, пять коров и хотя бы один верблюд (не считая ежегодного приплода).