Вернуться
  Институт этнологии и антропологии РАН
Тюхтенева Светлана Петровна

Теленгиты. Семья, воспитание и образование


В конце XIX – начале XX вв. сеок как социальный организм состоял из больших патриархальных семей jурт , возглавляемых отцом женатых сыновей. Семьи, как правило, были моногамны, за исключением полигамии состоятельных и/ или бездетных в первом браке мужчин. Отец такой семьи руководил хозяйственной и общественной жизнью женатых, отделенных сыновей и внуков. Каждый из сыновей и внуков, имея собственное хозяйство, свой скот, жилище и прочее, в главных проблемах жизнеобеспечения руководствовался решениями отца.

 

Обряд кормления духа-хозяйки огня от эне проводит мужчина, глава семьи.


Как правило, большая патриархальная семья jурт проживала в одном урочище, логу и место ее поселения называлось айыл (так же называется и жилище). В зависимости от качества пастбищных угодий в одном логу жило 3-5 и более малых семей. Они совместно перекочевывали с зимников на летники, пасли сообща скот, стригли овец, охотились и промышляли. Глава домохозяйства, отец большой семьи, в его отсутствие старший сын, или младший брат, или, в случае неимения таковых, мальчик, достигший семилетнего возраста, обязаны были осуществлять представительские функции, принимая участие от имени семьи на ежегодных собраниях сеоков, участвовать в выборах зайсанов (глав сеоков) и пр. Наблюдение за современными семьями теленгитов, занятых скотоводством и в туристическом бизнесе, показывает, что в большинстве случаев они используют вышеописанный принцип общего руководства отцом и матерью большой семьи стратегией развития хозяйства.

Сегодня семьи у теленгитов проживают в основном патрилокально, хотя это не является строгим правилом. Семейные обряды традиционного порядка — рождение ребенка, имянаречение, стрижка волос, сватовство, свадьба, похороны и поминки. К ним следует добавить и более современные: поступление в учебное заведение, «обмывание» диплома, провожание на службу в армию и возвращение, юбилеи на работе, дни рождения (особенно кратные 12), выход на пенсию. Определенное значение в семейной жизни теленгитов имела повитуха, киндик эне , которая принимала роды и отрезала пуповину новорожденного младенца. Ее вознаграждали подарками, а ребенок мог в дальнейшем рассчитывать на ее поддержку. Считали, что между ребенком и киндик эне существует определенная связь, и что некоторые черты характера ребенок наследует именно от нее. В настоящее время детей рожают в больницах, а киндик эне назначают из родственников или друзей. Иногда она дает ребенку имя, хотя чаще это задача брата матери или другого мужчины из сеока матери, получает от родителей подарки и сама одаривает ребенка.

Еще в трудах авторов XIX в. отмечалось чрезвычайное чадолюбие алтайцев. Как правило, внутри большой семьи постоянно происходит циркуляция ношеной детской одежды и обуви. Родные сестры и братья супругов с новорожденным приносят малоношеную одежду и обувь своих детей в подарок. Такая одежда и обувь считается наиболее благоприятной, «счастливой», для новорожденного. Социализация и этнизация детей у теленгитов происходят в ежедневной жизни, когда дети участвуют в выборе имени новорожденного, когда родители, или, чаще, дедушки и бабушки расспрашивают их об их сновидениях; когда они слушают беседы и рассказы взрослых о жизни и судьбе родственников, знакомых, соседей; когда детей возят в город, в другие села в гости, на свадьбы и праздники. Эти два процесса взаимосвязаны и взаимозависимы. Именно в семье дети получают первые знания культурного контекста своего народа. Детские игры и фольклор направлены, прежде всего, на обучение ребенка счету, знанию основ этикета, этики, мировоззрения, системы родства. Все эти знания ребенок должен получить до достижения им того возраста, когда он еще не включился в игры коллектива сверстников. Этот период в жизни ребенка родители, бабушки, дедушки, другие близкие родственники стараются максимально использовать для обучения, называя его бала ойынга киргелекте – «до того, как ребенок не вошел (не включился) в игры». Дети современных теленгитов все без исключения охвачены всеобщим бесплатным школьным образованием. Как и дети других народов России, окончив школу, подростки продолжают обучение в средних специальных учебных заведениях и вузах.