Вернуться
  Институт этнологии и антропологии РАН
Тюхтенева Светлана Петровна

Теленгиты. Общие сведения о народе


Самоназвание теленгитов телеҥит восходит к имени средневековых теле . Этот этноним известен с середины I тысячелетия новой эры на территории современных Монголии и южносибирской части России. На протяжении длительного исторического периода, сложного для реконструкции даже при современном уровне развития познания разных отраслей исторических наук, этноним теле появлялся и исчезал, но, тем не менее, сохранился до сегодняшнего дня в таких наименованиях южносибирских этнических групп как теленгиты , телеуты и телесы .

Как коренной малочисленный народ теленгиты официально были включены в Единый перечень коренных малочисленных народов РФ в марте 2000 г. 

По данным Всероссийской переписи населения 2020 года теленгитов в Республике Алтай насчитывалось 2769 человек, в том числе 1336 мужчин  и 1433 женщин. В стране в целом — 2916 человек, в том числе 1412 мужчин и 1504 женщин. 

 

РАССЕЛЕНИЕ: К ВПН-2020/2021  Теленгиты, как и иные представители коренного населения Республики Алтай, расселены преимущественно на территории традиционного проживания. Вместе с тем, по сравнению с переписью 2010 года, территория их расселения существенно расширилась. По данным ВПН-2020, как минимум двести теленгитов постоянно проживает на территориях различных  регионов России. Существенная часть, вовлеченная в трудовую «маятниковую» миграцию, по эмпирическим данным, работает вахтовым методом в регионах севера Западной Сибири и на Дальнем Востоке.  


Группа теленгитов с. Паспарта Улаганского района. Фотография из семейного архива Г.Д. Калкина.


В отечественной этнологии теленгиты известны также как чуй кижи , что означает «человек долины реки Чуй», и улаан кижи – «человек долины рек Улаган и Башкаус». Имеются две территориально-этнографические группы современных теленгитов: они достаточно компактно расселены в Кош-Агачском, чуй кижи, и в Улаганском, улаан кижи, районах Республики Алтай. Довольно много теленгитов проживает также в столице региона, г. Горно-Алтайск. Сами себя современные теленгиты «телеҥит кижи» не называют, поскольку кижи имеет значение «человек», а вопрос не звучит как «ты человек или не человек?». В ответ на вопрос о национальности говорят просто алтай или телеҥит , «алтаец» / «теленгит» .

В основе этнокультурной идентичности теленгитов лежит принадлежность к патронимии, называемой уйа «гнездо», затем следует принадлежность к ответвлению от большой семьи – кезек ,– к подразделению сеока (рода), например, кара моол , после этого к сеоку – моол , к территории проживания («зарождения») сеока – моолы Ортолыка, затем к локальному сообществу по долине реки – Чуй ичиниҥ телеҥиди «теленгит долины реки Чуя», потом следует привязка к современному административному району – уроженец Кош-Агача, Улагана, Горно-Алтайска и т.д., далее, у основной части теленгитов идет национальная составляющая этнической идентичности – алтаец.

Современное расселение теленгитов характеризуется сохранением за ними территорий компактного проживания их предков на конец XIX — начале XX вв. Важно отметить широко известный, но мало учитываемый исследователями факт: сохранение такого экзогамного института, как сеок (от алт. сӧӧк , букв. «кость»), предполагает брак мужчины и женщины разных сеоков.


Встреча гостей, приехавших на свадьбу. Село Мухор-Тархата Кош-Агачского района.


Вследствие этого в одном поселении всегда проживают представители разных сеоков, вне зависимости от субэтнической или этнической принадлежности человека. Следовательно, среди жителей Кош-Агачского и Улаганского районов, наряду с теленгитами и алтайцами, имеются выходцы из других районов, другого сеока и иной идентичности. Так, исследователи Е.И. Филиппова и А. Блюм в соответствии со своими полевыми материалами полагают, что для всех без исключения, с кем они беседовали, именно принадлежность к сеоку является наиболее важной и очевидной формой их этнической идентичности.



Калкин Николай Долматович, Асканакова Анна Долматовна, Калкин Осип Долматович, все из сеока саал . 23.12.1973 г. Улаганский район. Фотография из семейного архива Г.Д. Калкина.


Исследования Д.А. Функа, А.Е. Халембы, В.В. Степанова, С.П. Тюхтеневой, В.Я. Кыдыевой демонстрируют, что принадлежность к тому или другому роду-сеоку, а также знание рода по материнской линии ( таай сööк ), остается важной составной частью жизни теленгитов. Фонд родовых названий, зафиксированных исследователями ХIХ — начала ХХ вв., сохраняется среди теленгитов в полном объеме.

Наиболее полные сведения о численности и расселении алтайских сеоков в конце XIX в. содержит исследование, проводившееся по заданию Главного статистического управления Алтайского округа в 1897 г. С.П. Швецовым и его коллегами среди населения Горного Алтая. Ими было зарегистрировано 68 сеоков, а общая численность алтайцев тогда составляла 28557 человек. Как справедливо заметил статистик С.П. Швецов, нет ни одной дючины или волости, которая совпадала бы с одним сеоком. Им было также отмечено, что представители многочисленных сеоков признают свое кровное родство, несмотря на удаленность друг от друга, и соблюдают экзогамию.

«Возникновение» новых народов, ныне относящихся к коренным малочисленным, полагает Д.А. Функ, лишь на первый взгляд выглядит хаотичным процессом. На самом деле во многом этот процесс определяется чрезвычайно сложным и специфическим этническим составом всех тюркоязычных групп региона. Специфика эта заключается в том, что мельчайшая этническая единица в южносибирском регионе, обладающая самоназванием, осознающая свое родство, занимающая относительно целостную территорию, — это сеок, или род.

Подобные процессы разрастания, дробления и нового объединения характерны для этнической истории всех народов Центральной Азии: роды были в постоянном движении, от них отделялись отдельные группы и ветви, которые образовывали новые родовые общности, хотя основных правил родства по отцу и экзогамии их члены не нарушали. Такого рода процессы перманентного дробления и объединения позволяют понять, каким образом у разных современных тюркоязычных народов могли сохраниться одни и те же средневековые этнонимы, и почему народы, некогда имевшие государственность, сегодня предстают как низшая социальная таксономическая единица, как сеок. По мнению Л.П. Лашука, специально исследовавшего эти вопросы, существует определенная закономерность в развитии общественных связей у средневековых кочевников Евразии: на всем протяжении реконструируемой истории у них образовывались новые объединения именно по признаку родства — те или иные комбинации родства, свойства, соседства, подданства.

В свете длительных межэтнических контактов на территориях обитания предков алтайцев и теленгитов билингвизм аборигенного населения современной Республики Алтай также является исторически обусловленным феноменом. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года ситуация владения родными и русским языками выглядела следующим образом: из 3648 теленгитов3124 человека владеют русским и 3480 алтайским языками, а 97 чел. – казахским.