Вернуться
  Институт этнологии и антропологии РАН
Звиденная Оксана Олеговна

Тазы. Образ жизни и система жизнеобеспечения.


 

Хозяйственный комплекс тазов менялся на разных этапах этнической истории. До середины XIX в. его основой была таежная охота, рыбалка, собирательство. Постепенно приобретая навыки земледелия через китайских отходников, тазы приобщились к огородничеству, а к середине XX в. основой жизнеобеспечения стало земледелие и домашнее животноводство. Взаимовыгодный симбиоз двух культур, аборигенов Приморья и китайской культуры, способствовал решению экономических и жизненных задач в меняющемся геополитическом пространстве на стыке веков. С земледелием пришла оседлость, новая пища, новые жилищные условия, предметы быта, хозяйственное оснащение, знания и навыки в торговле и экономике.

Тазы, как и все аборигены таежных территорий, были прекрасными охотниками. Охота, рыбалка и собирательство продолжали играть для них важную роль вплоть до времени создания первого колхоза в 1938 г. в селе Михайловка. С этого времени начинает формироваться профессиональная специализация, а охота и рыбалка уходят на второй план и становятся любительскими.

Охота

Как и у удэгейцев, охота у тазов была основой жизнеобеспечения. Мясная охота (в том числе и на птицу) давала основные продукты питания, пушная – мех (использовался для обмена на необходимые товары). Помимо меха в торгово-обменных операциях использовали дериваты животных, к которым относились: медвежья желчь и лапы, струя кабарги, панты оленя и хвосты и др.

Из крупных мясных животных охотились на изюбря лу , оленя малу , дикого козла е янг , горала сайян , кабаргу сай­муза , бурого медведя махоза , гималайского медведя коутоза . Из пушных животных, на которых охотились преимущественно зимой, добывали соболя логоу , колонка фон­синза , выдру суйца , белку хуйг­роу и др. Птицу добывали преимущественно осенью и зимой. Это утки суй­яза , дикие гуси янь , рябчики или дикуши судер , фазаны еди и др. Продукты охотничьего промысла хранили на специально сделанных на деревьях лабазах. Летом мясо разделывали и сушили, зимой замораживали.

Орудия для промысла отличались разнообразием, для каждого было свое предназначение. По характеру вовлеченности охотника в процесс их можно разделить на активные – лук со стрелами, копья, сети-рукавчики; и самоловные – капканы, пасти, разные виды сооружаемых ловушек (плашки, кулемы), петли, лучковые черканы, самострелы. С течением времени орудия лова, как и сами способы охоты, подвергались изменению. Раньше охота велась преимущественно с помощью лука и стрел, разных видов копий, самострелов и т. д., но появление огнестрельного оружия, а позже капканов, убрало из обихода старые способы.

Наиболее древними орудиям добычи зверя, сохранявшимся вплоть до 70–80-х годов XIX века, были лук и стрелы. Лук кугнгза был простой формы, достигал 1,5 метров в длину, стрелы тянкай – 55-70 см. В зависимости от вида животного, на которого охотились, различался и тип наконечников для стрел. Для крупных использовали ромбические железные или стальные наконечники: бóльшие – при охоте на медведя или оленя, меньшие – при добыче косули или кабарги (История и культура тазов... 2019:72).

 

Стрела на пушного зверя с тупым наконечником. Тазы. Побережье р. Та-Судзу-ху и р. Иго-Судзу-хэ. Коллекция Музея истории Дальнего Востока им В.К. Арсеньева (МПК 975-2)

 

Для добычи пушного зверя наконечники использовали тупые, чтобы не повредить шкурки.

Материалом для изготовления лука служили жимолость, береза, сирень (трескун) или ель. Для стержней стрел – черемуха, ива, калина и др., а для оперения на хвостовике – перья из крыльев или хвоста орла, коршуна, реже филина, тетерева. Тетива изготавливалась из волокон крапивы, конопли или ремня из сыромятной кожи. Стрелы хранились в деревянных или кожаных колчанах, которые носились за спиной.

Охота на крупного зверя, особенно на медведя, кабана и др., производилась при помощи копья тыда ( тида ) cдлинным наконечником (12–15 см) из железа или стали, с остро отточенным лезвием, насаженным на древко, В зависимости от вида животного, на которого охотились, древко имело разную длину. Также обязательной принадлежностью охотника был большой нож тауза .

При помощи копья до конца XIX в. производилась охота на медведя, кабана, изюбря и др. Дольше всего сохранялась охота при помощи копья на медведя, любой другой способ был запрещен. Она продолжала существовать даже тогда, когда появились первые ружья. Охота с копьем была более безопасна по сравнению с первыми ружьями, которые в те времена были несовершенны и давали осечки. В настоящее время каждый охотник обладает надежным многозарядным карабином или скорострельной винтовкой военного образца «СКС», охота с которыми более добычливая и безопасная на все виды крупных животных (История и культура тазов... 2019: 72).

Еще одним способом охоты на крупнокопытных животных было сооружение специальных ловчих ям лу дюань ( лу дё ), на китайский манер у русских называемых лудевами. Они располагались недалеко от дома и часто проверялись. Позже китайцы-отходники стали использовать их хищнически, бесконтрольно, занимая большие территории, из-за чего погибало значительное количество животных. В 1880 г. почти все ловчие ямы были уничтожены специальными командами. А в 1920 г. этот способ охоты был запрещен на государственном уровне.

Охота на пушных зверей, прежде всего на соболя, была одним из главных промыслов. Она давала ценный мех, который шел на обмен с соседними народами, предоставляла возможность получать дополнительные продукты питания, различные материалы, используемые в быту и для промысла, и т. д.

 

Традиционная ловушка на пушного зверя (вид сбоку). Реконструкция Старцев А.Ф. Музей института истории, археологии и этнографии ДВО РАН.


Ловушка на соболя, реконструкция А.Ф. Старцева, музей Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН, г. Владивосток. Фото О.О. Звиденной, 2021 г

 

Способы охоты различались в зависимости от сезона, погоды, наличия снега и его глубины, особенностей ландшафта и т. д. При охоте на соболя тазы широко использовали ловушки давящего типа – туй , сети-рукавчики сёван , петли- ловушки сё чогойр , обмётные сети тёп­хи­ван , лучковые черканы сё чаза .

 

Сетка на соболя. Первая половина ХХ в. Коллекция Русского этнографического музея (РЭМ).

С декабря по апрель – самострелы сё день, выставляемые на тропах животного к водопою или солонцах. К наиболее традиционным способам охоты на соболя относится выслеживание зверя по следу с собакой. На крупного пушного зверя применяли петли сё чогойр и та чогойр (на лисиц, волков, куниц). Обычно данные петли тазы ставили до начала декабря, до сковывания реки льдом. На кабаргу изготавливали специальную ловушку-петлю – салю­тауза . Ее устанавливали на тропах, по которым животные ходили на кормежку и водопой.

Тазы-охотники выставляли до 200 ловушек-петель каждый и ежедневно осматривали их с утра и до вечера, это экологичное отношение к добыче диктовали традиционные нормы – нельзя, чтобы зверь был убит или страдал зря.

С XIX в. у тазов стали появляться охотничьи ружья. Вначале это были фитильные гладкоствольные ружья вам­база , которые привозились купцами из Маньчжурии и обменивались на пушнину, женьшень и панты, чуть позже аборигены стали покупать у русских нарезное оружие. В конце XIX – начале XX в. в употребление вошли гладкоствольные и нарезные ружья чан . Особо ценились за дальнобойность и надежность винчестеры кой­чан , карабины пауду , трехлинейные винтовки вуся­чан (История и культура тазов... 2019: 83). Из-за дороговизны патронов оружие долгое время использовалось параллельно с копьем.

 

Рыболовство

Рыболовство у большинства тазов имело второстепенное значение. Богатые рыбой реки давали в зависимости от сезонов хорошие уловы горбуши, кеты, симы тэму юй , а также ленка тамаха юй , гольца, тайменей цэлэ и др. Горбушу и симу ловили в конце июня – начале июля, кету – со второй половины сентября по октябрь. За сезон тазы могли обеспечить себя рыбой на многие месяцы вперед. В море ловили камбалу саба юй . Кроме того, добывали речных и морских раков хэ сеза , крабов та сеза , речных и озерных черепах вамба , пие , собирали съедобные раковины кала , морскую капусту хай­цай и другие продукты моря. Морской промысел капусты, трепангов имел товарное значение.

Для рыбного промысла использовались различные орудия лова – колюще ударные, сетевые, крючковые и ловушечные.

 

Снасть рыболовная – наконечник остроги для ловли рыбы. Коллекция Музея истории Дальнего Востока им В.К. Арсеньева (МПК 975-12)

Самой распространенной была острога павангаза , которой существовало несколько видов: втульчатая, черешковая, соскакивающая, крючковая. Умение работать острогой было отличительной чертой всех аборигенов края. В зависимости от типа остроги постепенно выходили из употребления. В настоящий момент этот тип лова не используется.

 

Удочка с манком на тайменя, 90-е гг. XIX вв. Коллекция Музея истории Дальнего Востока им В.К. Арсеньева (МПК 2155)

Музей Арсеньева Тазы ловили рыбу и с помощью удочек юйкэу , закидушками-переметом таюйкоуза , сетевыми орудиями ван , вязанными из дикой конопли. Популярной была сетка-наметка сяван , в промысле такой сеткой принимали участие два человека, чаще всего мужчина и женщина. Имелись более длинные сети – неводы таван . Из ловушечных орудий известны морды, или верши, сю ван . Эти орудия использовали преимущественно в спокойной воде.

Для морского промысла использовали донный невод. На море после штормов собирали крабов, ловили креветок и трепангов. Доход от ловли трепангов давал хороший заработок.

Постепенно, с освоением земледелия и скотоводства, в начале XX в. рыболовный промысел так же, как охотничий, утратил свое значение.

Собирательство

Тазы хорошо знали пищевые и лекарственные свойства растений, время их заготовки, сбором занимались с весны и до поздней осени.

Летом в июле собирались плоды черемухи цоулиза , их употребляли как в свежем виде, так и заготавливали для хранения в виде лепешек, высушенных на солнце, варили компоты. Помимо лакомства, это было и лекарственное средство от диареи и авитаминоза. В июле-сентябре в тайге собирали жимолость, плоды дикой груши ли , лесные орехи (фундук) цэнза , в сентябре-октябре приходило время кедровых орехов сун­зэй , диких яблок тан­лиза , брусники тасян­куэ , лимонника убэзэ , кишмиша круглой формы янгзауза , плодов крупноплодной боярки хай­пампа ( су ), шиповника цыман­куэ и многих других дикоросов, которые также использовались как в свежем, так и в вареном или сушеном видах.

 

Молодые побеги папоротника тюэцай, используемые для приготовления традиционных блюд. Фото С. Барыльник, 2021 г.

Весной женщины ходили в тайгу за молодыми побегами папоротника тюэцай и листьями крапивы цай­тан , из которых вместе с картофелем и крупами варили супы. Летом, в июле собирали грибы ильмаки хуан мыэ и белые хэй мого , в сентябре – грузди пай мого , опята цэм мыэ .

Помимо сбора дикоросов для питания, важное место занимал промысел для обмена или продажи, и это, прежде всего, касается сбора женьшеня панцуй и древесных грибов – хуам муэ , ю муэ , муэ эир .

 

Древесный гриб растущий на дубах «олений хвостик», широко используемый в китайской медицине. Фото О.О. Звиденная, 2021 г.

Появлению данного вида промысла способствовали контакты с китайскими отходниками и торговцами, которые знали цену данным видам дикоросов и активно скупали их у корневщиков. Промыслом занимались осенью, обычно это были люди старшего поколения, в то время как молодежь охотилась на изюбрей. В начале XX в., когда скупкой занималось государство, в поисках участвовали целые артели, распределяясь по местности.

Удача корневщика – женьшень. До продажи хранился берестяных коробочках на подложке из мха. Фото О.О. Звиденная, 2020 г.

С корнем было связано много легенд – о способности корня прятаться от человека, «засыпать» на длительный срок, «водить» его и т. д. Корень откапывали специальным кривым ножом ку пан­цуй или костяной заостренной конусообразной палочкой пан­цуй чэнь­цза . На качестве корня отражалось много факторов, которые должен был учитывать корневщик. Арсеньев писал: «Китаец приглядывается к топографии местности, к составу горных пород, к почве и внимательно изучает сообщество травянистых, кустарниковых и древесных растений. От его внимания не ускользнет положение места по отношению к солнцу и по отношению к господствующему ветру. Осмотревшись кругом, корнёвщик становится на колени, разбирает траву руками и самым тщательным образом осматривает растение» ( Арсеньев 1947: 242–243). Определить ценность выкопанного корня могли только специально обученные люди.

Помимо женьшеневого промысла, который приобрел профессиональную специфику, собирательство продолжает носить подсобный характер. На сегодняшний день официально женьшеневый промысел запрещен.

Земледелие

Переход к земледелию формировался у тазов постепенно на рубеже XIX–XX вв.

Значительную роль в этом процессе сыграли китайцы и корейцы, у которых были заимствованы многие сельскохозяйственные орудия труда, способы обработки земли и огородных культур.

 

Сельскохозяйственный участок в тайге на р. Колумбэ (Тернейский район) Из книги Н.В. Золотарева, 1934 г.

На первых этапах земледелие носило подсечно-огневой характер. Землю возделывали гребнисто-грядковой системой, идеально подходящей для данных мест. Она хорошо отводила влагу в дождливые сезоны и сохраняла ее в засуху. К обработке земли и выращиванию тазы относились очень тщательно. Посевы удобрялись, окучивались, пропалывались от сорняков. Удобрения, используемые тазами, отличались от принятых в русских деревнях, это был перемешанный в специальных ямах навоз с золой и лесным черноземом. Существовал оборот посевов. Постепенно сельское хозяйство тазов стало самым продуктивным в районе.

Сельскохозяйственные культуры, выращиваемые тазами, отличались от живших рядом русских (славянских) крестьян и отличались большим разнообразием. Тазы сеяли зерновые и бобовые культуры, салатную зелень, овощи. Из бобовых– фасоль, горох, которые долгое время являлись основными культурами. Под посев зерновых отводились лучшие земли. Популярные культуры: просо липкое нями и крупяное хуа­миэ­эми , чумиза сёмиза , пшеница сяо­мэй . Меньше сеяли овес лин­гда­мэй , периллу судза , гаолян соамиза , рожь юнгмэй , гречиху чоумэу , кукурузу поуми . Встречались подсолнухи цуан­ди­лиан хуа . Выращивание суходольного риса было менее популярным из-за низкой урожайности, хотя некоторые хозяйства практиковали его высадку. Особой популярностью в хозяйствах пользовались овощи. Предпочтение отдавалось редьке и лобе, которые были разнообразны, неприхотливы и хорошо приспособлены к местным условиям. Садили тыкву мянгоа , мелкоплодные дыни и арбузы. В начале XX в. от русского огородничества пришли картофель тудузэ , пищевая свекла све­года , брюква брюка , морковь хулобы , помидоры фомидора , баклажаны чезэ и репчатый лук янц . Широко распространены были салаты и салатная зелень: шпинат, который сеяли с ранней весны до поздней осени и собирали по несколько урожаев, сахаристый черешковый сельдерей чин­цай ( цинь­цай ), укроп фынь­сян , нежная китайская скороспелая салатная капуста бай­цай и ее кочанный сорт тиду бай­цай , петрушка сян­цай , горчица кай­цай . Много выращивалось лука цун ради его перьев и цветов, а также дудчатого лука батун . Выращивали черемшу тюцай , чеснок соа , горький перец ладёу , в семьях зажиточных тазов имелся и сладкий перец тян­дёу , используемый в пищу только в свежем виде. Широкое распространение имели посевы огурцов хуанго (История и культура тазов...2019: 97).

На огородах выращивали мак и кукурузу. Мак шел в пищу, а также для опиума, который курили старики. Из кукурузы варили каши. Постепенно мак стал запрещен и в настоящее время не выращивается.

Садоводство не имело большого значения, хотя на некоторых огородах выращивали грушу, сливу, яблоню и др.

С 1938 г., когда всех тазов сселили в с. Михайловка Ольгинского района, где была образована сельскохозяйственная артель им. М. Горького, земледелие стало одним из основных видов производственной деятельности. Возделывали зерновые и овощные культуры. Так сельское хозяйство наряду с традиционными промыслами было включено в культуру тазов как одна из ведущих областей деятельности.

Обработка земли на огороде традиционной мотыгой гоатоу. Данный вид мотыги применяется до сегодняшнего дня тазами и удэгейцами, для окучивания, прополки и д.р. Фото из книги «История и культура тазов: историко-этнографические очерки».

Для обработки земли использовались ручные земледельческие орудия, каждое было приспособлено для определенного этапа обработки почвы. Это три вида мотыг гаотоу , некоторые существуют до сегодняшнего дня в хозяйствах тазов и удэгейцев, кирки янгао , деревянные лопаты мӯчау разных видов, два вида плугов лӣза ( лӣзан ). Грабли – металлические тхэ пацзэ используемые для выравнивания земли и деревянные пāзэ – для сенокоса. Для ухода за посевами применяли тяпки цуту разных форм и видов. Для сбора урожая использовался серп-коса.

Собранный урожай укладывали в снопы мэй­конза и сушили на полях, затем перевозили на рабочий двор и там молотили вручную цепом лянди . Обмолоченное зерно сгребали лопатами мучэу в кучи, а солому убирали вилами цаза . Лопату использовали деревянную, чтобы не повредить урожай. Для каждого этапа было свое орудие и хорошо проработанная технология.

Обмолоченное и очищенное зерно хранилось в амбарах, а затем измельчалось и перемалывалось специальными ручными и конными круподерками и мельницами, которые различались по размерам. У каждой малой семьи была ручная мельница муэ .
После образования колхозов произошло переоснащение и модернизация орудий труда, но некоторые виды ручных орудий используются до сегодняшнего времени.

Животноводство

 

Старик таз на прииске Вангоу (совр. район с. Лазо), Ольгинский район, 1939 г. Фото В.Г. Кошкин Фотоархив Музея истории Дальнего Востока им. В.К. Арсеньева.

Животноводство у тазов появилось во второй половине XIX в. Из домашних животных тазы содержали свиней (домашняя свинья музу , кабан тязу , кунг поланзэ , поросенок туза э . Разводили свиней, лошадей, домашнюю птицу, преимущественно кур. Особое внимание уделялось разведению лошадей. Из особенностей можно выделить отсутствие молочного скота. Как правило, коров юй ню растили на мясо, а быков манг ю использовали на пахоте и перевозке грузов, в качестве тягловых животных. Свиньи были основными животными в хозяйстве. Все животные содержались на вольном выпасе.

В начале 1970-х гг. в с. Михайловка в личном подворье почти в каждой семье были коровы, телки, телята, козы, куры, гуси и другие домашние животные и птицы.