Вернуться
  Институт этнологии и антропологии РАН
Звиденная Оксана Олеговна

Тазы. Искусство, промыслы и ремесла


Богатый растительный и животный мир тайги, рек, гор давал тазам в избытке материал для домашнего производства, народного декоративного искусства, вдохновлял своими формами, наполнял мастеров идеями.

Поскольку тазы до начала XX в. считались «окитаенной частью» удэгейцев и как этническая общность не выделялись, то все материалы, которые собирались исследователями прошлых веков и составившие музейные фонды, атрибутировались как удэгейские либо нанайские. В советский период родственные отношения с китайцами также негативно сказались на тазах. Массовые выселения китайских подданных и дальнейшие геополитические конфликты с самим государством привели к забвению тазов как отдельной этнической общности, а их культура рассматривалась как составная часть в контексте удэгейской. Отдельных работ по изучению декоративно-прикладного искусства тазов не велось и пока не существует. Поэтому на сегодняшний день мы хорошо знаем изменения, которые произошли в культуре тазов относительно языка, календарной обрядности, материальной культуры и др., но не знаем про трансформацию традиционного прикладного искусства и творчества, которое, несомненно, должно присутствовать в симбиозе двух уникальных культур.

Декоративно-прикладное искусство тазов до китайского влияния идентично искусству аборигенов приморской части Амуро-Сахалинского этнографического региона – удэгейцам, нанайцам, орочам и т.д., Папка 2 (Для страницы народа) à 2.1. (Материальная культура) Фото 16 МК. Орнамент гольдов из книги Верования гольдов И.Лопатина) оно разнообразно и включало: создание изделий из кожи животных и рыбьей кожи, шитье одежды из ткани и меха, вышивку, аппликацию, плетение, орнаментальное искусство, резьбу по дереву, когда-то знали работу с металлом и т. д.

Орнамент гольдов. Из книги «Верования гольдов. Наблюдения: на правах рукописи», 1919г., И. Лопатин.

В искусстве тазов прослеживалось две ветви – женское и мужское домашнее художественное ремесло и производство орудий промысла.

Фото экспозиционной витрины изделий из бересты в музее Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН, г. Владивосток. Фото О.О. Звиденной.

Женщины работали с мягкими материалами – рыбьей кожей, ровдугой, тканью, мехом, а также с берестой, создавая одежду, головные уборы, обувь, сумочки для рукоделия и коробочки для хранения, многие предметы могли приравниваться к произведениям искусства.

Посуда. Железный котел для приготовления пищи, рядом плетеная корзина. Фото Николай Цой, с. Михайловка, 2016 г.

Предметы быта, домашнюю утварь, посуду чаще обменивали или покупали у китайцев. Для оформления предметов использовали разнообразные приемы: аппликацию, вышивку, тиснение, роспись, меховую мозаику и плетение.

Мужчины работали с деревом, костью, металлом. Изделия изготавливались для своей семьи или для родственников, особенно если это касалось работы с металлом, такими навыками обладали не многие тазы. Это были различные чашки, ложки, столики для еды, столики для разделки, разделочные доски сырой рыбы и мяса, большие деревянные блюда, емкости для хранения жира, предметы для промысла – ловушки, лыжи, нарты и т. д., позднее – орудия для обработки земли – мотыги, тяпки и т. д. Ранее основным материалом для изготовления одежды и обуви была рыбья кожа. Из нее же изготавливались нитки для пришивания узоров, а из вываренной – рыбий клей, который использовали для украшения одежды в технике аппликации. Одежда из рыбьей кожи надевалась поверх одежды из ровдуги, чтобы предохранить от холода и влаги.

Нитки. Первая половина XX в. Коллекция Русского этнографического музея (РЭМ).

Нитки для сшивания кожи изготавливали из ножных и шейных сухожилий оленя лу ся .

Особенно богато декорировалась одежда женщин. Она украшалась узорными вышивками, использовались многоцветные полосы. Появление ткани и шелковых ниток постепенно вытеснило кожу домашней выделки и мех. Аппликация и роспись по рыбьей коже заменилась на вышивку шелком, аппликацию из ткани, повысилась насыщенность и разнообразие цвета при изготовлении вещей для носки. На смену утеплителю из меха пришел утеплитель из ваты. Для праздничной одежды начали использовать разноцветные китайские ткани с готовым орнаментом.

 

Фрагмент орнамента женского праздничного халата. Музейная экспозиция сельского клуба с. Михайловка, Ольгинского района.

Вид орнамента – растительный, геометрический и спирально-ленточный. Геометрический встречался в изделиях из бересты, в резьбе по дереву и т. д. Растительный использовался в вышивке, где тонкие линии могли оканчиваться трилистником. Спирально-ленточный составляет основу орнаментального искусства, он состоит из небольших компонентов – линий, спиралей, узких лент и т. д.

Орнамент гольдов. Деталь. Из книги «Верования гольдов. Наблюдения: на правах рукописи», 1919г., И. Лопатин.

Иногда в нем могут прослеживаться зооморфные мотивы.

Облаковидный орнамент встречался в отдельных элементах, а зооморфный мог встречаться только в ритуальных предметах.

В настоящее время тазы одеваются, как все жители окружающих сел. Из традиционных остались иногда одеваемые китайские черные штаны и фуфайка.

Берестяные короба (Фā) разного размера, для хранения продуктов, сбора ягод. Экспозиция в с. Михайловка. Фото Николай Цой, с. Михайловка, 2016

Та­зы счи­та­лись хо­ро­шими спе­циа­ли­ста­ми по про­из­вод­ст­ву ут­ва­ри из бе­ре­сты пей­фа . За­го­тав­лива­ли ее ча­ще все­го вес­ной. Сня­тую кору раз­ма­чи­ва­ли в во­де, сво­ра­чи­вали в труб­ку и ки­пя­ти­ли, что­бы сде­лать ее мяг­кой и эла­стич­ной. Из ни­тей ко­но­п­ли и кра­пи­вы при по­мо­щи мо­талки фар­тин­гзэ нау­чи­лись скру­чивать ве­рев­ки. Из ни­тей ко­но­п­ли из­го­тав­ли­ва­ли ры­бо­лов­ные и охот­ничьи об­лав­ные се­ти. Пле­ли их с по­мо­щью де­ре­вян­ной иг­лы, раз­мер пер­вых ячей из­ме­рял­ся по де­ре­вян­ным ле­ка­лам. Из ка­мы­ша вэй­лу­за мас­те­ри­ли ци­нов­ки; из кор­ней и пруть­ев пле­ли кор­зи­ны (Подмаскин 2017: 149).

Резьба по дереву применялась мало, в основном это украшение домашней утвари, большие блюда, скребки, изготавливались деревянные подвески, техника резьбы была очень проста.

Сэвены – скульптурное изображение духов-помощников шаманов, обрядово- ритуальная скульптура коренных народов Приморья. Фото Николай Цой, с. Михайловка, 2016 г.

Главным выразительным средством оставалась пластика больших масс для изготовления культовой скульптуры, которая полностью была вытеснена китайскими буддийскими иконами.

С XIX в. тазам были известны кузнечество и металлообработка. Им были хорошо знакомы различные металлы – железо тхие ( тьие ), серебро тхун ( инза ), золото тинзэ ( синга ), медь тунг , олово си , свинец чан . Сам металл покупали у маньчжурских, китайских и русских купцов. Ору­дия­ми куз­неч­но­го про­мыс­ла слу­жи­ли куз­неч­ные ме­ха хунг­ся , щип­цы сяо ху­ту­чан­зэ , мо­лот та цуизэ , на­бор мел­ких мо­лот­ков сяо­цуи­зэ , а так­же на­ко­валь­ня и горн. Куз­не­цы от­ли­ва­ли в ка­мен­ных или гли­ня­ных фор­моч­ках брас­ле­ты, кольца, серь­ги, под­вес­ки на оде­ж­ду. Бы­ла из­вест­на и хо­лод­ная об­ра­бот­ка ме­тал­лов (Подмаскин 2017: 141).

На сегодняшний день деятельность мастеров в области декоративно-прикладного искусства развита слабо, она сохраняется точечно на уровне домашних кустарных промыслов. Все предметы домашнего обихода используются фабричные; одежда, украшения покупаются и носят оттенок масc-маркета.

Есть надежда, что часть сохранившегося материального наследия удэгейцев, тазов, нанайцев южных районов Приморья удастся возродить и представить в музейных комплексах, которые постепенно начинают свое развитие в крае. В Ольгинском районе это Центр сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Приморского края «Тэму» (уд. «Касатка»). В селе Михайловка – сельский клуб с аутентичной экспозицией предметов хозяйствования, быта и духовной культуры.