Вернуться

Сойоты. Духовная культура 

Традиционные религиозные представления составляют мировоззренческий аспект культуры, и представляют собой сложный комплекс разнообразных анимистических и магических представлений, суеверий и запретов. Многие из них связаны с культом гор, в основе которого лежит почитание земли.

В сакральном смысле горы обладают наибольшей космичностью и соотносятся с идеей высшей духовной власти. В мифопоэтической картине мира большинства культурных традиций образ горы символизирует центр мироздания. Выполняя свою духовную миссию, горы хранили наиболее архаичные типы культур с присущей им особым мифологическим сознанием, основанном на постижении гармонии Вселенной. Саяны до настоящего времени ограждали Оку от натиска промышленного освоения, оберегали не только природу, но и человека, сохранив в нем сознание глубокого единства с окружающим миром. Горы представлялись посредником между небом и землей. На горе проводились моления, посвященные небесным божествам. Такими священными местами для окинцев являются “Ахын 13 хаданууд”.

Гора Ринчин-Лхумбэ находится на территории Монголии в районе озера Хубсугул. Она считалась горой-покровителем для сойотов. Придя на новые земли, они назвали одну из величественных гор таким же именем, и поклонялись ей так же, как и на родине.

Многие религиозные представления жителей Оки связаны с охотой – одним из основных видов их хозяйственной деятельности. Многие охотничьи обряды и обычаи составляют древнейший пласт религиозных верований анимизма и тотемизма. Некоторым животным приписывали сверхъестественные способности понимать человеческую речь, поэтому избегали говорить о том, что собираются охотиться на них, к таким животным относят медведя и кабана.

Во время охоты соблюдалось много запретов “сээр”, которые связаны со знанием экологии и шаманских ритуалов. Например, запрещалось охотиться вне сезона; уничтожать животных целым выводком; ставить железные капканы и силки; охотиться на неизвестных животных и птиц. Вообще запрещалось убивать птиц, потому что они летали высоко в небе, и считалось, что они общаются с богами. В частности нельзя было убивать: турпана, т.к. она считалась “бурханай шубуун”; лебедя “хун шубуун” – потому что лебеди – это парные животные и потеряв свою половину, птица проклинала человека; ласточку “хараасгай” – потому что она летает к небесному хану.

Таким образом, согласно традиционным религиозным представлениям окинцев, всё, что их окружает, имеет своего хозяина, животные имеют душу, и всё это взаимосвязано невидимой нитью между собой. В охотничьих обрядах просматривается влияние разных этносов, но их объединяет почтительное отношение к животным. В основе культа гор лежит почитание матери – земли, в основе почитания животных лежит признание родства с ними (Религиозные представления сойотов 2023)

Ежегодно в мае у подножия высочайшей вершины Восточной Сибири Мунко-Саридак проводится обряд поклонения хозяину горы Бурэн-Хаану, возрожденный первым сойотским хамбо ламом Данзаном-Хайбзуном Самаевым. Бурэн-Хаан — понятие сакральное, он охраняет и оберегает местных жителей. Мунко-Саридак — пик Восточных Саян — обитель Бурэн-Хаана, главная святыня всего Саяно-Байкальского региона. С 2001 года проводится традиционный межрегиональный праздник почитания Бурэн-Хаана. С 2008 года он стал международным. Старейшина или шаман, делая преподношения, призывал все 13 верховных гор, называя их эпитеты.

У подножия священной годы находится «мургэл», обычно это отдельно стоящее или чем-то примечательное дерево. Такое почтение связано с представлением дерева как вместилища особой силы, влияющей на жизнь человека. Каждый путник, проходящий мимо такого места, должен что-нибудь оставить, побрызгать молоком или водкой. Человек, отправляющийся в дальнюю дорогу, должен повесить на ветку ленточку (зурмадахан), обычно белого цвета, а охотники — кусок материи красного цвета.

Легенды сойотов передавались из уст в уста с незапамятных времен, являются свидетельством старины, историческим документом. Культовые объекты в Окинском крае неразрывно связаны с природой и ассоциируются с определенным природным объектом, наделенным магическими, священными свойствами. Одновременно этот природный объект является носителем исторической памяти народа, так как с ним связываются факты, события прошлого и исторического или мифологического лиц. Например, легенда о двух сестрах — хозяйках Шумака. Такие объекты почитаются из поколения в поколение как главные святыни.

Легенды сойотов отличаются простотой языка, незамысловатым, но ярким сюжетом. Содержание их емкое и понятное. Они краткие, лаконичные и отражают образное мышление народа.

Легенда о крае Ахаю В далеком прошлом территория Оки не была заселена. Здесь простиралась синяя тайга — Хухэ Жээмжын тайга. По тайге бродили когда-то брат и сестра. Брат утонул в озере. Объятая огромной печалью, сестра сидела на берегу озера, плакала и причитала: «Ахаа, ахаа…» Слезы ее переполнили озеро, из озера появилась быстрая речка, которая побежала дальше. Сейчас ее называют река Аха. (Материальная и духовная культура сойотов 2022: 65–66).

Священное место. Окинский район, респ. Бурятия. 2023. Автор фото С. Ю. Белоруссова

Окинский дацан «Пунцогнамдоллинг», с. Орлик. Окинский район, респ. Бурятия. 2023. Автор фото С. Ю. Белоруссова