Вернуться

Сойоты. Социальная ситуация и проблемы

Проблемы, с которыми сталкиваются современные сойоты, типичны для любых малочисленных народностей. Часть их можно определить как экономические, куда можно отнести состояние традиционных промыслов, например животноводство. Олень служил сойотам транспортным средством, источником мяса и молока, шкур, народная традиция была связана с оленеводством. Когда-то оно было развитой отраслью хозяйства, но Советская власть в 1960-е годы оленеводство сочла «нерентабельным», и многочисленные стада пустили под нож, отстреливали с вертолётов. Уничтожение оленеводства стало тяжёлым ударом для сойотов. Уничтожая оленей, уничтожалась оленеводческая культура, и народ начал переходить на оседлость, из-за чего он начал утрачивать традиционные ценности горно-таежной кочевнической культуры. Сейчас в Окинском районе создали территорию традиционного природопользования. Основные направления традиционной экономики, которые будут развивать — это оленеводство, яководство, табунное коневодство.

Перспективным направлением мог бы стать и туризм – экологический, паломнический и этнотуризм. Гору Мунку-Саридак каждый год посещают тысячи туристов. Хотя этот пик является священным местом, сойоты понимают, что альпинизм и туризм – явления современности, с которыми приходится считаться, и которые можно обернуть себе на пользу, регулируя этот процесс, в правовом и ментальном отношении.

Другая проблема сойотов – сохранение национальной культуры, восстановление языка, и вообще, сохранение себя как народа вопреки ассимиляционным процессам. Сойоты сильно пострадали от национальной политики советской власти, после того как подняли вопрос создания национальной автономии. Лидеры подверглись репрессиям и многие были расстреляны, а сойотов принудительно записывали в буряты. До 1989 года о сойотах в литературе практически не упоминалось, а активные меры по возрождению языка и культуры начались только после распада СССР. (Аюшеев, Абаев 2017: 23–24)

К основной черте периферийности сойотов можно отнести низкий образовательный уровень местного населения. На 1 января 2010 г. по данным сельских советов в Окинском районе имели высшее образование всего 23,4% экономически активного населения (539 чел.), среднее специальное образование – 29% (674 чел.), незаконченное высшее – 12% (269 чел.). Таким образом, необразованное население в районе составляет 35,6%. Все это отражается на трудоустройстве местного населения. Например, в 2010 г. на руднике «Холбинский» работало всего 5% местного населения (примерно 80 чел. из 1500).

Для успешного социально-экономического развития Окинского Сойотского национального района необходимо решить множество различных проблем с учетом его региональных и национальных особенностей. Людей, приезжающих сюда за высокими заработками, не интересует и не волнует жизнедеятельность местного населения и состояние окружающей среды после их отъезда. После добычи золота остаются большие площади разрушенных земель, на которых почти не ведутся работы по рекультивации. Внедрение гидрометаллургического производства на основе цианистой технологии негативно отражается на здоровье местного населения, а также на уровне генетических изменений (т.е. возникновение онкологических заболеваний и различных патологий).

По словам сойотов, необходимо также обеспечить и поддержать традиционную экологическую культуру коренных этносов, построенную на тэнгрианско-буддийских воззрениях и моральных ценностях, требующих уважительного отношения к Природе, окружающей среде. (Дугарова 2012: 61–63)

Следует отметить, что территория в Окинском районе представляет собой зону контакта разных культур. Здесь развивался симбиоз двух хозяйственно-культурных типов – таежных охотников-оленеводов и кочевников-скотоводов (высокогорный тип, обусловленный природно-географическими особенностями региона, включающего участки степей, остепненные долины рек, горную тайгу, субальпийские и альпийские луга, ягельные и ерниковые тундры), которые в настоящее время остались доминирующими. Сформировавшееся в настоящее время традиционное природопользование представляет собой сплав из элементов сойотской, бурятской, тувинской, монгольской культур. Из-за полиэтничности формирующейся в регионе среды подобные компактные поселения практически невозможно выделить – существует один сойотский сомон, который лишь частично совпадает с ареалом расселения тех жителей района, которые причисляют себя к сойотам.

Отечественная традиция жёсткой привязки традиционного природопользования к этничности приводит к тому, что тем из жителей, кто заинтересован в ведении хозяйства в соответствии со сложившимися традициями, необходимо находить специальные лазейки в законе, чтобы утвердить за собой право самостоятельно распоряжаться ресурсами территории, практически и символически ими освоенной, и каким-то образом противостоять ее индустриальному освоению. Одним из таких способов является выстраивание этнической идентичности. (Курдюков 2012: 184)