Вернуться

Сойоты. Образ жизни и система жизнеобеспечения 

Окинские сойоты развивали высокогорное скотоводство: яководство, таежное оленеводство, занимались охотой. Большой ущерб сойотам, разрушение их традиционной культуры, принесла ликвидация в Окинском районе оленеводства как убыточной, бесперспективной отрасли.

Сойоты традиционно вели оленеводческое хозяйство. Основным верховым и транспортным животным была карагасская порода северных оленей. Олени использовались в хозяйственных целях во время сезонных перекочевок и на охоте. Молоко и мясо оленей употреблялось в пищу, рога (панты) применялись в лекарственных целях, оленьи шкуры служили материалом для пошива обуви, одежды, постели, изготовления других предметов домашнего обихода и покрышек чума. Оленеводство, основанное на экстенсивном использовании пастбищных угодий, требовало постоянных кочевок. Сойоты кочевали от 4 до 10 раз в год в зависимости от состояния кормов. Зимой оленеводы жили в долинах рек, осенью вели в таежные просеки, летом поднимались к гольцам. Некоторые сойоты всю зиму живут на зимниках, у кого есть возможность — кочуют 2–3, редко 4, число кочевок зависит от количества снега. Олени круглый год паслись на подножном корму. Основным их кормом служит олений мох-ягель, а также травы, грибы. В советское время оленеводство, признанное нерентабельной отраслью, целиком было замещено животноводством. Лишь в последнее время делаются попытки возродить это направление хозяйства.

Наряду с оленеводством у сойотов в XIX в. развивалось полукочевое скотоводство, связанное с разведением крупного рогатого скота (сарлыков (яков), хайныков (гибрида саянских яков с коровами), коров монгольской породы), лошадей и овец. Использование местных пород, приспособленных к природно-климатическим условиям региона при помощи определенных типов хозяйствования (кочевки с зимников на летники и др.) позволяет максимально сохранять среду обитания. Невысокая продуктивность сарлыков, КРС монгольской породы, овец компенсировалась устойчивостью этих животных к эпизоотиям, бескормице, жизнестойкостью молодняка, что и определяло целесообразность их разведения. Сойоты – единственный коренной народ, занимающийся разведением яков.

Самым древним промыслом жителей Окинского края была охота. Этому способствовало изобилие диких промысловых животных, а также трудности ведения сельского хозяйства. Охота – мужское занятие. Охотник должен хорошо знать следы животных, их повадки, пути их постоянных миграций, местонахождение солончаков «марса», должен метко стрелять, так как чтобы не испортить шкурку, желательно было попасть соболю или белке в глаз. В Оке не был известен способ облавной охоты, когда на ее проведение выходили всем родом. Обычно на охоту отправлялись 4–5 человек, по одному от семьи. На крупную дичь охотились ради мяса и шкуры, которая широко использовалась в хозяйстве. Пушнина являлась предметом торговли.

В начале XIX в. часть добытого на охоте зверя шла на оплату ясака тункинскому тайше, а часть на торговлю, но чаще на обмен с иркутянами и тункинцами на муку, ткани, орудия труда и оружие. Необходимые для покупки всего этого деньги могли быть получены от продажи продуктов промысла, так как продукты скотоводства почти полностью шли на потребление в собственном хозяйстве.

Рыболовство у окинских бурят в древности было редким явлением, потому что это занятие считалось грехом. Многочисленные реки и озера Оки богаты рыбой. Старики говорили, что они прямо кишели рыбой, ее можно было ловить, протыкая заостренной палкой. Рыболовство как промысел появился в конце XIX в., с появлением русских служилых людей, от которых местные жители переняли способы и средства рыбной ловли.

Хозяйственный календарь как сойотов, так и бурят вырабатывался в процессе длительных наблюдений за погодой и на основе жизненного опыта многих поколений. Четкое соблюдение цикличности работ способствовало росту производства продукции в хозяйстве и рациональному ведению хозяйства. Можно сказать, что традиционный народный календарь сойотов и бурят ничем не отличается, это связано с тем, что они давно контактируют между собой, полностью переняв способы ведения хозяйства. (Курдюков 2012: 180–183) (Рис. 10)

МАЭ № 3892-8 Оленеводы. Сойоты. Россия, Тыва республика. Начало XX в.