Народы и языки
Карты
Социальные сети
Оставляйте комментарии, предложения, следите за новостями в наших группах в ВК, Одноклассниках и Telegram канале.
Сойоты. Семья, воспитание и образование
Сойотская семья была и остается полноценной структурной единицей общества. Она продолжает сохранять нравственную преемственность с традиционной культурой, неся в себе здоровый потенциал. Состояние окинской семьи основывается, прежде всего, на сохранении традиционных ролевых функций мужчины и женщины и социально-психологической основы общества, ориентированных на традиционные ценностные категории. Запрещались браки внутри рода, преобладала моногамия. (Материальная и духовная культура сойотов 2022: 31)
Значительное число женщин Оки заняты только в домашнем хозяйстве. В их обязанности входит воспитание детей, приготовление пищи, работа по дому и уход за личным скотом (дойка, кормление, обработка молочных продуктов), т. е. их социальные обязанности и общественная функция, как и в традиционной культуре, сосредоточены на семье. Это позволяет им рожать и воспитывать нескольких детей, помогать престарелым родителям, обихаживать дом. Общественно-производственная деятельность мужчины сосредоточена преимущественно за пределами домашнего хозяйства, будь то скотоводство, работа в сфере обслуживания или управления районом, а в самые последние годы и торговля. Правда, в последней чаще всего семья занята полностью.
Это традиционное разделение сфер деятельности между мужчиной и женщиной является прочной основой для жизнедеятельности семьи и во многом определяет поведенческую культуру коренного населения Окинского края. Элементы традиционного поведения продолжают сохраняться в почтительном отношении младших к старшим, в уважении к многодетным женщинам, в воспитании детей. Появление ребенка всегда желанно в окинской семье. Маленькие дети пользуются любовью и вниманием не только со стороны родителей и родственников, но и всех окружающих. Отношение к маленьким детям постоянно доброжелательно, полностью отсутствует система жёстких наказаний. В то же время дети, особенно девочки, с 5–6 лет начинают помогать матери в несложных видах домашней работы, а в 12–13 лет они уже помогают ухаживать за скотом. Мальчики главным образом, в семьях скотоводов, в 7–8 лет уже хорошо сидят в седле и помогают отцам следить за стадом. Приобретенные с детства навыки дают возможность крестьянской молодежи без особого труда начинать самостоятельно работать пастухами, чабанами, табунщиками.
В Окинском районе отчуждение стариков от жизни семьи еще не стало социальной проблемой. Неразрушенность традиции семейно-родственных отношений, компактность района и отсутствие эмиграции молодежи привели к той благополучной ситуации, когда старики, даже проживая самостоятельно, остаются рядом с детьми или родственниками, пользуясь их вниманием и поддержкой.
Окинская молодежь, собираясь в высших и средних учебных заведениях, выбирает те профессии, которые могут быть применены в родном районе. Для девушек наиболее предпочтительными считаются сферы образования, медицины и культуры, для юношей — производственная сфера (зоотехник, ветеринар, агроном и т. п.). (Павлинская, 2002: 143–153).
Группа сойотов. Улус Улзет. Сойотская экспедиция Б. Э. Петри, 1926 год. Фонды ИОКМ.