Вернуться

Сойоты. Общие сведения 

Сойоты проживают в Окинском (с. Сорок и с. Орлик) и Тункинском (с. Монды) районах Республики Бурятия, но подавляющее большинство все-таки в Окинском, поэтому в научной литературе их часто называют окинскими сойотами (Жуковская, 1994: 12). По типу хозяйства и образу жизни они таежные охотники и оленеводы.

По переписи 2002 г. сойотов насчитывалось 2769 чел., 2010 г. — 3608 чел., 2020 г. — 4368 чел. 

По происхождению, языку и культуре им очень близки тофалары Иркутской области, тувинцы Тоджинского кожууна Республики Тыва и туха (цаатаны) Хубсугульского аймака Монголии. (Монгуш: 2012). Последние генетические исследования, проводившиеся совместно московскими и тувинскими учеными на уровне ДНК показали наибольшую близость сойотов к тувинцам, которая «не могла бы сохраниться (или сложиться) при смешанном происхождении тувинского этноса, который в своей основе сохранил генофонд, свойственный древней азиатской популяции» (Захаров и др.  2002: 129).

Ученые полагают, что самоназвание сойот восходит к одному из родовых названий, широко распространенному у многих народов Саяно-Алтайского нагорья: соян у тувинцев, сойонг у алтайцев и монгольских урянхайцев, сойан у хакасов, соенг у халха-монголов, которое, в свою очередь, происходит от названия горного массива Саяны.

Особую роль в формировании сойотского этноса играл народ, носящий этноним Сойот ( т — форма множ. числа в монг.) и передавший его современным сойотам Бурятии. В XVII в. по русским документам сойоты занимали территорию по восточному побережью оз. Хубсугул от р. Эгин-гол на юге до Тункинских белков на севере. Сойоты Прихубсугулья и Тункинской долины были скотоводами, но та их часть, которая проживала в районах Тункинских белков, занималась охотой и оленеводством. В Туве подразделения с родовым именем соян населяли междуречье верхнего течения Торгуос-Хема и Хам-Сары. В верховьях р. Кызыл-Хема и по рекам Илэгтыг, которые входили в арбан Соян (административно-родовое подразделение) сумона Кол. Все население этого сумона (административно-территориальная единица в Республике Тыва) занималось охотой и оленеводством. Отдельный сумон Соян, входивший в монгольский Амбаньский хошун (административно-территориальная единица Монголии), кочевал по северным склонам Танну-Ола.

В Монголии по верхнему течению рек Кобдо и Ак-Гол кочевало субэтническое подразделение урянхайцев Соян, включающее в себя два рода Сары-Сойон и Каратош . Сойоты Монголии были скотоводами. Родовое название соенг зафиксировано даже у халха-монголов. В то же время в форме саин он встречается у хакасов, в форме сойонг у алтайцев и в форме саяк у киргизов. Родовое название соед (соет) встречается среди бурят Предбайкалья (эхэритов и хонгодоров), селенгинских бурят.

Происхождение родовых названий соян/сойон/сойот исследователи относят к самодийским народам, что подтверждается, в частности, существованиему тундровых энцев довольно сильного родового подразделения Сойта. К самодийскому культурному пласту, по их мнению, восходит и название горного массива Саяны. (Павлинская 2002: 41–42).

Само название «сойот» по одной из версий лингвистов означает горный кряж, отроги или остроконечные пики гор, похожие на клык волка (бур.-монг. hоёо). К слову, поклонение горам занимает важное место в традиционной сойотской культуре. Сойоты родственны другим народам Транс-Саянии, таким как тувинцы-тоджинцы, тофалары и цаатаны. Внутри самих сойотов выделяется три родоплеменные группы - онхот, иркит и хаас. Изначальный язык сойотов – это язык древних саянидов, относящийся к алтайской языковой семье. Но за многие века язык неоднократно сменялся. Родоплеменные группы сойотов (туву. саяны), в недалеком прошлом тувиноязычных, которые тоже относятся к этнической группе уйгур-урянхов, т. е. уйгуроязычных саянидов, что отразилось в поговорке об этнокультурной и языковой принадлежности сойотов: «уйгур хэлэтээ, урса гэртээ» («говорящие на уйгурском языке, живущие в чумах /наподобие тоджинских/»); соседние народы называют их также «урса гэртэн» - «живущие в чумах» (Аюшеев, Абаев 2017: 20).

По данным переписи Иркутской губернии 1917 года население Окинского района составляло 1891 чел., из них 258 были сойотами, по Всесоюзной переписи 1926 г. в Окинском районе проживало 1906 чел (сойотов — 161 чел.), по экспедиции 1932 г. по обследованию Окинского хошуна — 2082 (272 чел.) (Ступин 2022: 112). Официально сойоты были признаны коренным малочисленным народом в 2000 г. По переписи 2002 г. сойотов насчитывалось 2769 чел., 2010 г. — 3608 чел., 2020 г. — 4368 чел. Нужно заметить, что нынешние сойоты признают, что «чистых сойотов уже не осталось», как правило это потомки второго, третьего или четвертого поколений. При этом идентичность сойотов множественна — записываясь сойотами большинство себя считает также этнической группой бурят (ПМА 2023).

МАЭ № 1493-66. Васильев В.Н. Группа сойотов. Тувинцы. Россия, Тыва республика (Урянхайский край). Начало XX века

МАЭ № 3892-4. Охотник. Сойоты. Россия, Тыва республика. Начало XX в.

МАЭ № 3892-7. Женщина в традиционном костюме. Сойоты. Россия, Тыва республика. Начало XX в.