Вернуться
  Институт этнологии и антропологии РАН
Функ Дмитрий Анатольевич

Шорцы. Искусство, промыслы и ремесла

 

В шорском орнаменте прослеживаются мотивы северосибирского, южносибирского, иртышско-алтайского, саяно-алтайского, североазиатского и среднесибирского типов. Шорский орнамент по типологии С.В. Иванова относится к ленточному типу, для которого характерны геометрические мотивы. Такие узоры имеют простые формы и могут возникать независимо друг от друга у самых различных по языку и культуре народов. Не претерпевая заметного развития, они в большинстве случаев являются первичными. Линейный орнамент шорцев содержал геометрические композиции из зигзагов, зигзагов с петлей в изломе, различных фигур, образованных путем пересечения зигзагообразных линий, квадратов, прямоугольников, косых крестов, полукружий, кругов, s-видных фигур.

Более сложные мотивы орнамента у шорцев, как и у других народов, возникли путем комбинации простых, первичных узоров. Например, звездчатая розетка на костяных и деревянных пряслицах могла быть образована расположенным по кругу зигзагом, зигзагом с петлей в изломе или полукружьями. Розетка затем могла использоваться самостоятельно, украшая полы халата, кисеты. Культурологом Т.И. Кимеевой выделяются следующие типы народного декоративного искусства шорцев: вышивка, аппликация, тканый орнамент, художественная обработка кости, рога и дерева, изготовление женских украшений.

На рубеже XIX – начала ХХ вв. предметы декоративного народного искусства отражали происходящий процесс проникновения в их быт городской культуры. В домах зажиточных шорцев появляются этажерки с точеными ножками, рамы для зеркал и календарей с накладной и пропильной резьбой, окованные жестью сундуки и стулья с фигурно вырезанными спинками, приобретенная на ярмарках утварь, предметы конской упряжи, имеющей чисто утилитарное значение. Символы оберега потеряли свое значение. Техники инкрустирования оловом деревянных предметов проникла к шорцам видимо через хакасов, у которых этот вид ремесла был довольно развит.
В первой четверти ХХ в. женщины, как и у соседних народов, становятся поклонницами народного декоративного искусства, сложившегося под влиянием городской культуры. Они вяжут крючком кружева для подзоров, скатерти, воротники для платьев, вышивают салфетки, не внося своих традиций в это искусство. Вышивка полотенец становится частью этого искусства, что подтверждает украшение концов полотенца связанными крючком кружевами, точно такими, какие пришивали к подзорам.

К середине ХХ в. орнамент почти полностью исчезает с предметов быта и костюма таежных шорцев в связи с появлением мануфактурных товаров, изредка еще встречаясь на костяных предметах из охотничьего снаряжения – подставках для ружья, самодельных мерках для пороха. Среди современных мастеров декоративно-прикладного искусства известна своим творчеством Наталья Шелбогашева из г. Калтан, автор коллекции кукол в национальной одежде.