Вернуться
  Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН
Степанова О.Б., кандидат исторических наук,
старший научный сотрудник отдела этнографии Сибири МАЭ РАН

Селькупы. Современное культуротворчество


Современные северные селькупы сохранили часть мировоззренческой традиции в своей духовной культуре. Исследователи записали в последнее десятилетие от стариков-сказителей несколько комплексов фольклорных текстов. Представители среднего поколения селькупов в интервью демонстрировали хорошее знание традиционных верований, а дети младшего школьного возраста – знание от одной до трех самых известных селькупских сказок. Обряд гадания на медвежьей лапе, который проводится по убийству медведя, остается обязательным среди селькупов, ведущих традиционный образ жизни; в некоторых семьях весной проводят обряд встречи перелетных птиц. Еще один признак сохранения традиции – народ массово продолжает верить в существование духов. Нынешние селькупы испытывают неподдельный страх перед покойниками (кладбища в селькупских поселках расположены вблизи жилых домов), которые якобы по ночам выходят из могил и навещают живых с недобрыми намерениями. Для защиты от покойников под порогом каждого дома лежат острые железные предметы – ножи, топоры, полотна от ножовок; рассказы о покойниках – самые многочисленные в современном селькупском фольклоре. Страх селькупов перед духами перекинулся и на местное русское население. Селькупы и прочие жители района одинаково боятся не только покойников, но и старых, заброшенных порге – изображений родовых предков, вырезанных на деревьях, на которые можно наткнуться в лесу во время охоты или сбора ягод или увидеть на топляке.

В каждой селькупской семье были когда-то свои шаманы и хранились, передаваясь из поколения в поколение, собрания шаманских атрибутов. Атрибуты, как считалось, населенные бессмертными духами, требовали к себе уважительного отношения, обращаться с ними нужно было особым образом. Чужим людям и детям подходить к этим вещам строжайше запрещалось – духи были враждебны чужим и не любили, когда их беспокоят своими шалостями дети; своих обидчиков – нарушителей правил – они обязательно наказывали. Когда ушли в прошлое шаманы, оберегать родных от гнева духов стало обязанностью хранителей, как правило, старших мужчин в семье. Если состарившемуся хранителю некому было передать свою обязанность, он уносил вещи в лес и оставлял их там навсегда. Некоторые из нынешних хранителей хотели бы избавиться от опасных реликвий, например, зарыть их в землю, но «правила» им этого не позволяют. Семьи, где пока еще хранятся комплексы шаманских вещей, отказываются передавать их в музеи и демонстрировать исследователям, также под запретом находятся рассказы об их содержимом. Все случайные и преждевременные смерти, беды и неприятности родных и знакомых селькупы связывают с карой духов за нарушение установленных предками правил. Историй, где подробно объясняется, за что пострадал от духов тот или иной человек, фиксируется масса. Перечень показателей сохранности традиционной духовной культуры селькупов дополняется строжайшим табу на посещение шаманских могил (и сопровождение к ним чужих людей), мало изменившимся традиционным погребальным обрядом и специфическим способом погребения младенцев.

Несмотря на активность исконных селькупских традиций, в советский период государство начало прививать селькупам новую культуру, однотипную для всех народов Севера. В рамках советской культурной политики у селькупов появились новые праздники, краеведческие музеи, школьные музеи, народные музыкально-танцевальные коллективы, дома ремесел, где работают мастера художественных промыслов, и центры национальных культур, где помимо рукодельных работ создаются театрализованные постановки, уделяется внимание музыкальному творчеству. Надо признать, что все названные культурные новшества быстро прижились и родили новые традиции.

Сегодня у северных селькупов всенародно любимым праздником является День оленевода и менее посещаемый, но шире распространенный День рыбака. В День оленевода устраивается гонка на оленьих упряжках, для участия в которой селькупы в течение нескольких месяцев специально обучают своих оленей; различные коллективы (работников школы-интерната, больницы или выходцев, например, с реки Б. Ширта) ставят на праздничном поле свои чумы, готовят национальную еду и угощают ей сначала жюри конкурса на лучший чум, а затем всех участников праздника; организуется множество других состязаний. Администрации поселков вместе со спонсорами вручают победителям богатые подарки; к празднику приурочивается награждение передовиков агропромышленных предприятий. В праздниках участвуют все жители сел, невзирая на национальность. Зрителей развлекают местные и приезжие вокальные и танцевальные коллективы. В последние годы предпринимаются попытки сделать всенародным селькупский праздник День встречи перелетных птиц (День прилета уток), но пока ему не удалось выйти за границы узкого круга участников. Из общероссийских праздников селькупы активно отмечают Новый год.

Красноселькупский и Пуровский краеведческие районные музеи собрали в своих фондах уникальные коллекции по традиционной культуре коренных народов Севера, хранителями коллекций работают специалисты из числа КМНС. Музеи принимают активное участие во всех районных культурных мероприятиях, проводят большую просветительскую работу с организованными группами проживающих в районных центрах школьников и пенсионеров. Туруханский краеведческий музей по своим коллекциям не уступает Красноселькупскому и Пуровскому музеям.

В хорошо оборудованных Красноселькупском и Толькинском домах ремесел мастера изготавливают высокохудожественные произведения из бисера, ткани, бересты, дерева и кости. Национальность мастеров-резчиков не всегда относится к коренным народам Севера, а мастерицы по вышивке и плетению бисером воспроизводят не вполне селькупскую традицию, но работать в домах ремесел у селькупов считается престижным, и многие из них хотели бы туда трудоустроиться. Дома ремесел продают свою продукцию на выставках-продажах во время поселковых праздников, причем нередко имеют место выставки без продаж, где художественные изделия не продаются, а дарятся высоким гостям.

Методисты центров национальных культур (в Красноселькупе – Центра национальной селькупской культуры) еще в советское время собирали национальный фольклор, среди видов деятельности ЦНК – изготовление различных сувениров – аутентичных, например национальных кукол, и изделий, изготовленных по национальным мотивам. ЦНК оформляют свой чум на Дне оленевода, Дне рыбака, Дне района, где выставляют свои изделия и угощают гостей национальной кухней. Национальные праздники, такие как День прилета птиц или Вороний день, ЦНК отмечают театрализованными минипостановками в своем помещении. Спектакли на темы селькупских сказок ставятся также в школе-интернате с. Толька, где педагоги-энтузиасты совместно с учениками создали свой музей селькупской культуры, наполнили его экспонатами, информационными стендами, красиво оформили. Основательница и первый директор музея, преподаватель культуры народов Ямала, селькупка И.В. Петрова для работы с детьми сама сочиняла селькупские сказки. В программе преподавания ее предмета были проекты по написанию детьми своей родословной, сочинения о знаменитых земляках.

При Красноселькупском ЦНСК формируются национальные музыкальные коллективы, например, широко известна в округе фольклорная селькупская группа «Кэнтыя». Когда-то в ней солировала нынешний директор Красноселькупского краеведческого музея М.И. Федорова – к слову, первый из северных селькупов кандидат наук. Тексты и музыку своих песен она сочиняла сама, включая в них фрагменты личных песен своих родителей (личные песни – один из жанров традиционного музыкального творчества селькупов). Недавно в Салехарде был создан фольклорный селькупский коллектив «Мачит коймы» («Песнь тайги»). В нем поют двое выходцев из с. Тольки (тазовской), в свои музыкальные номера артисты включают горловое пение и звуки, издаваемые животными, что нехарактерно для селькупской музыкальной традиции.

В последние годы в Красноселькупском районе к Дню Победы проходит песенный конкурс «Битва хоров», в нем с большим энтузиазмом участвуют все жители района – и кто может петь, и кто не может, в том числе селькупы, хоровые коллективы выставляются от всех организаций трех поселков района.

В Пуровском ЦНК тоже есть национальный коллектив заводных молодых артистов, который регулярно дает концерты в местном ДК.

Современное танцевальное творчество селькупов назвать традиционным нельзя. Все хореографические композиции, которые исполняются на праздниках танцевальными коллективами, позиционируются организаторами как танцы с национальным колоритом, без заявки на воспроизводство традиции. Исполнители копируют движения, созданные советскими хореографами для артистов знаменитого ненецкого танцевального ансамбля «Сэра-Сэв». Другого в этой сфере быть и не может, так как традиционный селькупский танец сегодня полностью забыт, сведений о нем почти не осталось.

Несколько десятилетий по радио, затем по телевидению Красноселькупского района идет передача, обучающая детей селькупскому языку, а на окружном ТВ был цикл передач, посвященных национальной селькупской кухне.

Современное творчество нарымских селькупов по своему содержанию аналогично творчеству селькупов Ямало-Ненецкого округа. В Томской области работают те же мастерские художественных промыслов, выступают такие же фольклорные ансамбли, проводятся похожие праздники (например, праздники Большой рыбы и Встречи весенних птиц), и продукт, который они выдают, представляет собой такую же новую форму национальной культуры. Однако по части творчества КМНС Томская область имеет несколько весомых отличий: национальная творческая деятельность южных селькупов держится на инициативе, исходящей снизу, энтузиасты получают минимальную помощь от государства, да и то по конкурсу. Утратив свою живую традицию, южные селькупы разрабатывают новые формы национального выражения, чтобы подтвердить и восстановить свою этничность и тем самым спастись от исчезновения, тогда как северным селькупам пока ничего никому доказывать (в такой степени) не приходилось; творческие усилия северных селькупов преимущественно программируются и полностью финансируются окружными властями.

Мастерица Дома ремесел А.А. Лозямова рядом со своей картиной из рыбьей кожи. Селькупы. Село Красноселькуп, Красноселькупский район Тюменской области. Фото О.Б. Степановой, 2015.


Выступление детской танцевальной группы на празднике День оленевода. Село Красноселькуп, Красноселькупский район Тюменской области. Фото О.Б. Степановой, 2016.


Соревнования по прыжкам через нарты на празднике День оленевода. Селькупы. Село Красноселькуп, Красноселькупский район Тюменской области. Фото О.Б. Степановой, 2016.


Оленеводы перед началом гонки на оленьих упряжках на празднике День оленевода. Селькупы. Село Ратта, Красноселькупский район Тюменской области. Фото О.Б. Степановой, 2016.


Выступление детского музыкального коллектива на празднике День оленевода. Селькупы. Село Ратта, Красноселькупский район Тюменской области. Фото О.Б. Степановой, 2016.


Выступление ансамбля селькупской песни «Мачит коймы» («Песнь тайги») из Салехарда на празднике День оленевода. Селькупы. Село Толька, Красноселькупский район Тюменской области. Фото О.Б. Степановой, 2016.