Вернуться
  Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН
Степанова О.Б., кандидат исторических наук,
старший научный сотрудник отдела этнографии Сибири МАЭ РАН

Селькупы. Материальная культура


Пища . В досоветский период селькупы питались в основном рыбой. В рационе селькупов присутствовала рыба сушеная – пирня , рыбья мука – порса (приготовлялась из сушеной рыбы), рыбий жир (его вытапливали из большого количества рыбы, а затем сохраняли в мешках, сделанных из оленьих желудков), квашеная рыба (заготавливалась в земляных ямах, где слои рыбы перемежались со слоями ягод). Рыбу селькупы варили, запекали на рожнах, ели сырую и замороженную. Главная заготовка рыбы впрок происходила летом, во время «большого лова».

Впрок заготовлялась боровая дичь, а также утки, гуси, куропатки. В поймах рек селькупские женщины собирали дикий лук и сарану. Муку, чай, сахар и соль употребляли преимущественно селькупы, жившие на Оби, Кети и рядом с Туруханском. Вместо чая пили настой можжевельника. Из него же приготовляли хмельной напиток, прибавляя иногда молодые мухоморы.


Одежда . Северные селькупы зимой носили парку – открытую спереди шубу из оленьих шкур, сшитых мехом наружу. В сильные морозы надевали поверх нее сокуй , по покрою не отличавшийся от ненецкого совика (глухой одежды из оленьих шкур мехом наружу с пришитым к ней капюшоном). Сокуй , заимствованный селькупами у ненцев, бытовал только как мужская одежда; парку носили и мужчины, и женщины. Мужская нижняя одежда состояла из рубахи и штанов, сшитых из покупной ткани, женщины носили платье. Штаны делали из ровдуги.

На ноги зимой надевали кисы / пемы / пимы : головки их шили из камусов, а голяшки – из сукна или из камусов. В кисы вкладывали расчесанную траву-осоку. Летом носили ровдужную обувь и русские сапоги. Шапку в виде капора делали из шкурки новорожденного теленка, песцовых и беличьих лапок, шкурок с шеи гагары. Распространенным у мужчин и женщин головным убором был платок, который носили в виде косынки, завязывая сзади и спереди, тюрбана, свернутой жгутом повязки на голову. Рукавицы северные селькупы шили из камусов мехом наружу.

У нарымских селькупов еще в дореволюционное время получила широкое распространение одежда русского покроя. Селькупы на Оби и Кети шили ее сами из покупных тканей. Национальный покрой сохранила лишь та одежда, которую шили из шкур. Зимой носили тулуп или (в верхнем течении Тыма) парку, но покрытую сверху вместо меха сукном. Головным убором у них служили русские ушанки или тунгусские капоры. Повсеместно вошли в обиход русские рубахи и брюки у мужчин, сарафаны и платья у женщин. Женщины подпоясывали сарафаны поясом, сплетенным из цветных ниток. У мужчин единственным украшением в одежде был пояс, его делали из кожи и украшали его металлическими бляхами. К нему подвешивали на цепочке нож в ножнах, украшенных орнаментом.

Праздничные рубахи и сарафан надевали поверх старой одежды. Одежду носили, не снимая, до полной ее негодности. В Нарыме раньше рукавицы и летнюю обувь делали из кожи осетра или стерляди, а штаны из кожи налима. Нарымские селькупки были большие мастерицы сшивать в различных сочетаниях беличьи и собольи лапки, из которых шили шубы. Шуба из беличьих лапок была очень красива и прочна.


Жилище . Традиционным зимним жилищем северных селькупов была землянка, которая представляла собой обложенный дерном и проконопаченный травой бревенчатый сруб, поставленный над четырехугольной ямой глубиной до полуметра. Иногда стены землянки делали из плах или жердей. Против двери, навешанной на кожаных петлях, в землянке устраивалось небольшое окно, в которое вставлялась льдина, когда она оттаивала, ее заменяли. Справа от входа, иногда напротив него, посреди землянки сооружался очаг – чувал. Заднюю стенку его формировали поставленные несколько наискось полукругом жерди из хвойного дерева, обмазанные глиной. Жерди выводились на полметра над плоским накатом крыши землянки. К этой основе чувала спереди приделывалось «чело» из части пришедшей в негодность лодки-обласа; возвышавшаяся над крышей часть обласа вместе с жердями чувала составляли отверстие-трубу для выхода дыма. Жилой площадью в землянке являлось все пространство от очага до стенки, в которой было устроено окно. Место между очагом и входом служило для хранения дров, пищевых припасов и т. п.

Другим зимним жилищем у тазовско-туруханских селькупов служил разборный чум, заимствованный ими у ненцев. Остов его составляли шесты, покрытые нюками из оленьих шкур. На большой чум шло 24-28 оленьих шкур. Шерсть со шкур, предназначенных на нюки, состригали.

Летним жилищем северным селькупам служил берестяной чум. На него шло 9 кусков тиски – сшитых в полотнища полос вываренной бересты.

Во время летних дальних переездов селькупы жили в крытых челноках. Распространенным временным промысловым строением был кумар – каркас из тальника полуцилиндрической формы с берестяным покрытием, а также заслон-получум из жердей, покрытый еловым лапником или берестой.

Постоянным жильем оседлым нарымским селькупам служили землянки, полуземлянки и юрты (срубные избы). Среди них встречались довольно благоустроенные постройки с деревянным полом, остекленными окнами, русской печью. Землянки бывали бревенчатые и жердяные; сверху землянка обкладывалась дерном и засыпалась землей. На Кети селькупы жили в срубах, сложенных из тонких бревен, они устанавливались без фундамента и были с земляным полом, без потолка. Избы крылись хворостом, дерном, корой. Внутри избы, как в землянке, устанавливался справа от входа чувал.

Летним жилищем нарымских селькупов были берестяные балаганы (постройки в виде заслона), встречались и конические шалаши из еловой коры. Как и у тазовско-туруханских селькупов, у нарымских летним жильем служила крытая лодка. В летних жилищах всех типов очага не устраивали. Готовили пищу на костре под открытым небом. При продолжительном пребывании на одном месте женщины устраивали в высоком берегу в песке нечто вроде русских печей или делали около юрт печь из глины на помосте, над печью устраивали навес. В таких печах пекли хлеб. Зимой во время белковки охотники сооружали заслоны от ветра из еловых ветвей или вырывали в снегу ямы, в которых разводили костры.


Средства передвижения .

Северные селькупы в транспортных целях использовали разнообразные ездовые (мужские легковые и женские со спинкой для перевозки детей) и грузовые (для перевозки продуктов, домашних вещей, шестов чума, шаманских принадлежностей) оленные нарты. Селькупские нарты прямокопыльные, имеют от трех до пяти пар копыльев, закрепленных в пазах с наклоном внутрь и назад, что придает нарте устойчивость. В легковую нарту впрягали двух-трех оленей, в грузовую нарту – двух оленей. На нарте селькупы сидят с левой стороны, подогнув правую ногу, а левую опускают на полоз. При перекочевках все нарты выстраиваются одна за другой, образуя караван – аргиш.

Нартенный оленный транспорт, как и оленеводство, селькупы заимствовали у соседних народов – энцев и ненцев. В конце XIX – начале XX в. под влиянием пришедших в верховья Таза эвенков у верхнетазовских селькупов олень использовался как верховое и вьючное животное, впоследствии это применение оленя забылось.

Безоленные южные и туруханские селькупы при ходьбе на охоту употребляли ручную нарту, на которой охотник вез продукты питания и боеприпасы, часто впрягая в помощь себе собаку.

В большом употреблении у селькупов были лыжи, которые делали из елового дерева, выгибали их на особой раме и подклеивали оленьим камусом, в старину на подбивку лыж шла шкура выдры. Длина лыж достигала 1–1,5 м, ширина 20–25 см. Ходили на лыжах с посохом.

По воде селькупы передвигались на долбленых челнах (по-русски «ветка» или «обласок», по-селькупски анты – «большой облас», антока – «малый облас»). При дальних переездах на челн устанавливали полусферический каркас из черемуховых прутьев, крытый берестяными полотнищами. Челны делали из ствола кедра или осины. Они бывали разных размеров – на двух человек и больше (до 8–10 чел.). Гребли одним веслом ланцетовидной формы; на конце стержня весла имелась рукоятка в виде перекладины. Северные селькупы ездили на ветке сидя, у нарымских широко практиковалась езда стоя .

 

Семья около землянки. Селькупы. Село Ратта, Красноселькупский район Тюменской области. Фото Е.А. Алексеенко, Р.Ф. Итса, 1961. МАЭ И 1920-406.


Навес для хранения вещей. Селькупы. Стойбище близ села Ратта. Красноселькупский район Тюменской области. Фото О.Б. Степановой, 2005.


Лабаз на сваях. Селькупы. Стойбище близ села Ратта. Красноселькупский район Тюменской области. Фото О.Б. Степановой, 2005.


Летний чум на лесном угодье близ села Толька. Селькупы. Красноселькупский район Тюменской области. Фото О.Б. Степановой, 2012.


Общий вид очага-чувала, сделанного из старой лодки-долбленки, вымазанной глиной. Селькупы. Пос. Янов Стан, Туруханский край. Фото Г.Н. Прокофьева, 1925-1928. МАЭ И 1177-63.


Мужчина демонстрирует традиционную зимнюю одежду (соккы/сокуй/совик/гусь). Селькупы. Стойбище на реке Поколька. Красноселькупский район Тюменской области. Фото О.Б. Степановой, 2012.


Женщина в ягушке. Селькупы. Село Ратта, Красноселькупский район Тюменской области. Фото Е.А. Алексеенко, Р.Ф. Итса, 1961. МАЭ И 1920-245.


Приготовление чопсов – печеной рыбы. Селькупы. Река Каралька. Красноселькупский район Тюменской области. Фото О.Б. Степановой, 2019.


Угощение гостей в одном из праздничных чумов на Дне оленевода. Селькупы. Село Ратта. Красноселькупский район Тюменской области. Фото О.Б. Степановой, 2016.


Мужчина едет на оленьей упряжке . Селькупы. Село Ратта. Красноселькупский район Тюменской области. Фото О.Б. Степановой, 2016.