Вернуться
  Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН
Степанова О.Б., кандидат исторических наук,
старший научный сотрудник отдела этнографии Сибири МАЭ РАН


Селькупы. Краткая историческая справка

Селькупский этнос генетически связан с прасамодийской кулайской этнокультурной общностью, существовавшей на территории Среднего Приобья в V в. до н. э. – V в. н. э. У кулайского населения преобладал присваивающий тип хозяйства с доминированием охоты и рыболовства, вместе с тем было развито скотоводство (с преобладанием коневодства), свиноводство, бронзолитейное и гончарное производства. Миграционные потоки кулайцев III–I вв. до н. э. стали основой для последующего формирования северосамодийских и южносамодийских народностей. Кулайскую культуру сменила на ее территории сложившаяся на ее основе (но с участием пришлых элементов) рёлкинская культура (VI–IX вв.). Рёлкинская культурно-историческая общность считается уже непосредственно праселькупской. В хозяйственно-культурном плане рёлкинцы превзошли кулайцев: помимо присваивающих отраслей хозяйства и скотоводства, у них практиковалось мотыжное земледелие, в металлургическом производстве роль главного индустриального сырья играло железо.

Ко времени появления в Среднем Приобье русских военных отрядов и торговых людей (к концу XVI в.) у селькупов существовало крупное военно-потестарное объединение «Пегая орда» в главе с князьцом Воней, под его началом находилось 400 человек войска. Воня отказался платить русским ясак и, заключив союз с татарским царем Кучумом, собирался идти войной на Сургут. В 1598 г. русское войско разгромило Воню, чем укрепило свои позиции в Среднем Приобье. В течение XVII в. селькупы постепенно входили в состав ясачного населения России. В составе четырех административных уездов – Сургутского, Нарымского, Кетского и Томского были созданы административные волости: инородческими волостями Сургутского уезда стали Ларьятская, Тымская и Караконская, в Нарымском уезде насчитывалось 13 селькупских волостей (позже в Нарымский уезд была частично передана Тымская волость), в Кетском – 5, в Томском – 8. Всего (по данным на 1623 – 1629 гг.) в четырех уездах числилось 2700 чел. селькупов обоего пола.

В 1630-х гг. началось переселение части селькупских семей со Средней Оби в верховья Таза. За новые земли селькупам пришлось воевать с местным населением – энцами, а также пытавшимися занять земли на берегах Таза ненцами и хантами. Постепенно в течение XVII–XVIII вв. на Тазу образовалась группа тымских и караконских селькупов (переселенцы являлись выходцами из одноименных волостей). Тогда же на реке Турухан и ее притоках, реках Верхняя и Нижняя Баиха, возникла группировка туруханских (баихинских, баишенских) селькупов.

В начале XVIII в. численность селькупского населения снизилась до 1709 чел. Наряду с эпидемиями это было вызвано активными ассимиляционными процессами со стороны соседей. Так, часть селькупов, живших по Чулыму, и остяков, населявших верховья р. Шегарка, ассимилировали татары; на севере в Сургутском уезде селькупы были ассимилированы хантами и т. д..

Значительное влияние на культуру селькупов, живших в Нарымском и Томском Приобье, оказало освоение этих районов русскими. В начале XVIII в. в Томской губернии насчитывалось 140 тыс. русских мужского пола, к концу века эта цифра выросла в 3,5 раза. От русских в быт селькупов пришли фабричные изделия из металла, одежда и обувь русского образца, рыболовные орудия русского производства, многие селькупы перешли жить в дома, построенные в русских селениях, в селькупский рацион вошли продукты – мука, крупы, сахар, чай, приобретаемые у русских купцов в обмен на шкуры охотничьих животных и рыбу. Сближению с русскими способствовало крещение селькупов, к которому их активно побуждали православные христианские миссионеры.

В XIX в. на территории Туруханского края Енисейской губернии административно оформилась северная группа селькупов. В нее вошли потомки переселенцев из Нарымского Приобья, включая селькупские семьи с частично энецкими, кетскими, хантыйскими, ненецкими, эвенкийскими и русскими корнями. По «Положению об управлении инородцами» 1822 г. северные селькупы были разделены на три административных «рода» (волости): Баишенский, семьи которого кочевали в бассейне р. Турухан, Карасинский, выбравший территорией своего кочевания правый берег Енисея от устья р. Курейки, где находился станок Карасино, до Туруханска, и Тымско-Караконский, который осваивал местность по берегам Среднего и Верхнего Таза и его притоков (поэтому тазовские селькупы раньше назывались также тымско-караконскими). Переписью населения 1897 г. в трех селькупских административных родах Туруханского края было учтено 844 селькупа (464 мужчины и 380 женщин). Северные селькупы были охотниками и рыболовами, но знали также оленеводство, перенятое у соседей – энцев, ненцев, хантов и эвенков, как упряжного, так и вьючно-верхового типа.

Южные селькупы в XIX в. входили в состав Томского округа, за северной частью его сохранилось прежнее название – Нарымский край. По данным 1828 г. численность нарымских селькупов составляла 5795 человек. На территории Нарымского края размещалось 23 инородческие (остяцкие) волости. По данным переписи 1897 г. в Томском округе было зарегистрировано 4820 селькупов. Перепись вскрыла заметную степень обрусения южной группы: русский язык назвали родным 757 ее представителей.

В первой четверти ХХ в. происходило дальнейшее углубление контактов селькупов с соседними этническими группами и русскими. В верховьях Таза и верховьях Турухана селькупы кочевали вместе с эвенками, по Турухану и Баихе они имели тесные связи с русскими, на Елогуе жили вперемежку с кетами. Контактам тазовских селькупов с другими народами способствовал подвижный образ жизни: согласно Похозяйственной переписи Приполярного Севера 1926/1927 гг., из 258 зарегистрированных хозяйств 246 (95 %) были учтены как кочевые. Следствием контактов северных селькупов с соседями стала ассимиляция ими в верховьях Таза 26 семей эвенков Баякиных и в верховьях реки Тольки 15 семей ваховских хантов. Особенно активно развивались контакты селькупов с кетами: с ними селькупы были связаны брачными узами. Тесному взаимодействию этих народов способствовала идентичность основных элементов их промыслового комплекса и бытовой культуры.

Культура русского населения, сосредоточенного в прибрежной полосе Енисея, наложила заметный отпечаток на живших по соседству туруханских селькупов: они носили русскую одежду, ели русский хлеб, знали русский язык. Тазовские селькупы жили более изолированно, их контакты с русскими были редкими, что способствовало сохранению ими традиционного уклада жизни. В наибольшей степени влияние русской культуры и языка в этот период проявлялось у южных селькупов: все они говорили по-русски, национальная одежда и национальный склад жизни у большинства из них почти отсутствовали.

Утверждение в Сибири советской власти ознаменовалось для селькупов отменой ясака, созданием системы местного самоуправления (родовых советов и исполнительных комитетов) и хозяйственными реформами, начавшимися с организации на базе факторий (торгово-обменных пунктов в удаленных районах), простейших кооперативных производственных объединений – артелей, а затем колхозов. Вокруг факторий стали разрастаться поселки, где дислоцировались Родовой совет и правление колхоза, работали кооперативный магазин, школа (как правило, школа-интернат), ФАП или больница, отделение связи, клуб (Красный чум), пекарня и «заезжая». Селькупским колхозам государство оказывало не только организационную, но и материальную помощь: закупало оленей для общего стада, поставляло суда и баржи для формирования рыболовного флота, открывало рыбоперерабатывающие заводы, выдавало наполовину безвозвратные ссуды для строительства домов в поселках и др. В тяжелый военный период жизнь селькупов проходила под лозунгом «Все для фронта, все для победы». Колхозники, терпя нужду и лишения, давали стране рекордные количества рыбы, мяса, шкур. В 1950-е гг. последовало укрупнение колхозов, а в начале 1960-х гг. преобразование их в совхозы. Селькупские совхозы не окупали затрат на свое производство, но при этом довольно динамично развивались, так как являлись частью государственного проекта социальной помощи коренным народам Севера и находились на государственных дотациях. Несмотря на то, что совхозы были ориентированы на традиционные отрасли хозяйства, советское реформирование всех сфер селькупской жизни селькупов ускорило процесс утраты селькупами родного языка и традиционной культуры. На селькупах северной группы, чья традиция на начало советизации сохранилась почти нетронутой, это сказалось в меньшей степени, тогда как сильно обрусевшие ранее селькупы южной группы понесли куда большие культурные потери.


Серьезными факторами, повлиявшими на унификацию селькупской культуры, был вышедший в 1950-х гг. приказ о переводе кочевых народов на оседлость, после которого в поселках началось строительство домов для селькупов, в итоге приведшее к их оседанию, появление в местах проживания селькупов геологоразведочных экспедиций, значительно увеличивших численность их русского окружения, и закрытие малых поселков, жителей которых переселяли в более крупные соседние населенные пункты. Свою роль в процессе размывания традиционной культуры сыграли советские интернаты, где селькупским детям запрещали говорить на родном языке.

Политический и экономический кризис 1990-х гг. развалил селькупские совхозы, лишил селькупов государственной поддержки, довел до катастрофического обнищания и способствовал возвращению некоторой их части к своим корням: эта часть селькупов, чтобы прокормиться, вернулась к традиционным занятиям. С первой половины 2000-х гг. у северных селькупов начался период возрождения традиционной экономики. Государство в лице администрации Ямало-Ненецкого округа, взяв на вооружение лучшее из советского опыта, реанимировало в виде агрофирм, родовых общин и рыбодобывающих компаний советские предприятия традиционной хозяйственной направленности и разнообразно субсидирует их производственную деятельность. Однако далеко не все селькупы северной группы сегодня ведут традиционный образ жизни, значительное число селькупов проживает в поселках, где имеет работу, не связанную с исконными занятиями. Южные селькупы в настоящее время полностью утратили свою традиционную культуру и родной язык.


Семья самоедов, стоящая на крытой лодке – илимке. Селькупы. Село Тымское на реке Тым, Нарымский край. Автор К. Доннер, 1912. Фотохронолог https://vk.com/album-97220602_244875427


Группа самоедов, стоящая на фоне бревенчатого дома и свайного лабаза. Селькупы. Село Тымское на реке Тым, Нарымский край. Автор К. Доннер, 1912. Фотохронолог https://vk.com/album-97220602_244875427


Ученики в спальной комнате интерната. Селькупы. Село Ратта, Красноселькупский район Тюменской области. Фото Е.А. Алексеенко, Р.Ф. Итса, 1961. МАЭ И 1920-191.


Группа учеников с учительницей. Селькупы. Село Ратта, Красноселькупский район Тюменской области. Фото Е.А. Алексеенко, Р.Ф. Итса, 1961. МАЭ И 1920-225.


Семья Михаила Корсамина. Селькупы. Пос. Янов Стан, Туруханский край. Фото Г.Н. Прокофьева, 1925-1928. МАЭ И 1177-13.



Селькупская семья. Пос. Янов Стан, Туруханский край. Фото Г.Н. Прокофьева, 1925-1928. МАЭ И 1177-55.


Заседание Тазовского Совета. Селькупы. Пос. Янов Стан, Туруханский край. Фото Г.Н. Прокофьева, 1925-1928. МАЭ И 1177-95.