Вернуться
  Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН
Степанова О.Б., кандидат исторических наук,
старший научный сотрудник отдела этнографии Сибири МАЭ РАН

Селькупы. Искусство, промыслы и ремесла

 

Традиционное декоративное искусство селькупов не отличается большим разнообразием. Исконно селькупская традиция – украшение берестяной утвари орнаментом. При нанесении орнамента на бересту обычно применялась техника выскабливания, реже практиковалось изготовление штампованного и прорезного орнамента с подкладным фоном. Селькупские орнаменты имеют, как правило, криволинейные очертания и заполняют всю боковую поверхность и крышку коробки. Узоры выстраиваются в виде ленточных бордюров, состоящих из секций или расположенных ярусами, а также в виде сетки. На крышки коробок наносили сетчатые узоры или симметричные орнаментальные композиции. Полосой зубчатого орнамента обозначался верхний край берестяного полотна, закрывавшего вход в летний чум.

Как отмечают исследователи, в прошлом украшения на одежде селькупов или отсутствовали вовсе, или были минимальными. В конце XIX – начале XX в. нашивками контрастной ткани (или меха, если это была зимняя верхняя одежда) окаймлялись обшлага, край правой полы и подол. На подоле женской юбки или платья в нескольких сантиметрах от края пришивали две полосы красного цвета.

Женская парка тазовских селькупов была длиннее мужской за счет пришитой снизу панды, для которой подбирался мех другого цвета. Над пандой иногда пришивалась орнаментированная полоса ткани или меха; бывало, что в шов между станом и пандой вставлялись свисающие пучки полос цветной ткани; полосы цветной ткани или контрастного меха нашивались также на манжеты. В настоящее время праздничной зимней одеждой тазовских селькупок, которую они шьют сами и заявляют в качестве национальной, чаще выступает ненецкая ягушка. Ее отличие от селькупской женской парки в обильном и ярком украшении полосами тканевого или мехового орнамента, которые нашивают над пандой, вертикально на полах, вдоль задних швов, проходящих от талии к панде, на плечевых швах, на манжетах. Нынешняя нарядная традиционная обувь северных селькупов декорируется с помощью меховых и тканевых орнаментов, вышивки бисером; узоры располагаются на голенищах. Мужские меховые кисы ненецкого типа подвязываются под коленом сплетенными из разноцветной шерстяной нити подвязками с пышными кисточками на концах. Важно заметить, что орнаменты у селькупов по конфигурации повторяют ненецкие, но имеют другие, селькупские названия.

До начала ХХ в. «визитной карточкой» селькупов была одежда из сборного меха – камусов белки, соболя, лисы, хвостиков и шкурок горностая. Название «Пегая орда», которое русские служилые люди дали селькупам, впервые увидев их войско в период присоединения Западной Сибири к России, связывают с пестрой одеждой селькупских воинов, сшитой из меховых кусочков разного цвета. При изготовлении полотнища сборного меха меховые кусочки сшивали между собой или нашивали на полосы ткани, которые соединяли друг с другом. Старались сшить кусочки так, чтобы швы были незаметны. При сшивании учитывалось направление ворса каждого лоскутка, чтобы изделие не создавало дискомфорта во время использования (его носили мехом внутрь). Лоскутки каждого вида меха сшивали полосами, готовые полосы состыковывались вертикально. Примечательно, что шкурки горностая перед тем, как сшить резали на ленты. Цветовой набор в каждой полосе делали таким образом, чтобы мех «переливался», или использовали шахматный порядок, чередуя темный мех со светлым. Особенно нарядно на шубах выглядели полосы-оторочки, где хвостики и лапки не были зашиты и свисали свободно; полосы из свисающих хвостиков горностая придавали шубам вид королевских мантий. Благодаря камусам – основе сборного меха, изделия из него были прочными и носкими. Баишенские селькупки сшивали меховые полотнища из гагарьих шеек, имеющие вид правильного оригинального орнамента. У южных селькупов отмечены оторочки из птичьего (утиного) меха. Сшивать птичий мех считалось еще более кропотливой работой, чем создавать камусный мех.

Если обратиться к данным селькупской мифологии (в одном из мифов божественная Старуха устраивает своей будущей невестке испытание – проверяет умение девушки шить одежду из меховых кусочков), искусство сборного меха связывалось с эталоном селькупской женщины и имело самое древнее происхождение. К началу ХХ в. техника изготовления сборного меха была селькупами утрачена.

 

Традиционные женские пояса в витрине краеведческого музея. Селькупы. Село Красноселькуп, Красноселькупский район Тюменской области. Фото О.Б. Степановой, 2016.


Выставка-продажа работ мастеров Дома ремесел на празднике День оленевода. Селькупы. Село Красноселькуп, Красноселькупский район Тюменской области. Фото О.Б. Степановой, 2016.


Бурки – современные сапоги из оленьего меха на полиуретановой подошве с традиционными украшениями голенища. Селькупы. Село Толька, Красноселькупский район Тюменской области. Фото О.Б. Степановой, 2012.


Коробочки из бересты с выскобленным на них традиционным узором. Селькупы. Село Толька, Красноселькупский район Тюменской области. Фото О.Б. Степановой, 2012.