Вернуться
  Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН
Степанова О.Б., кандидат исторических наук,
старший научный сотрудник отдела этнографии Сибири МАЭ РАН

 

Селькупы. Общие сведения о народе


В Томской области (преимущественно в Верхнекетском, Каргасокском, Колпашевском и Парабельском районах), Ямало-Ненецком автономном округе (главным образом в Красноселькупском и Пуровском районах) и Красноярском крае (Туруханском районе) проживает самодийский народ селькупы – один из коренных малочисленных народов Севера.

По Всероссийской переписи населения 2010 г. численность селькупов составила 3649 чел., из них в Ямало-Ненецком автономном округе проживают 1988 чел., в Томской области и Красноярском крае – 1181 чел., Красноярском крае – 369 чел.

Общая численность селькупов, согласно Всероссийской переписи населения 2020 г., составляет 3 491 чел. (1 612 муж. и 1 879 жен.).

В XVII в. часть селькупского населения ушла со Средней Оби на север, в бассейн Верхнего Таза и левого притока Енисея реки Турухан. Так образовалась северная (тазовско-туруханская) территориальная группа селькупов, в отличие от южной (нарымской). Окончательное этническое оформление группы северных селькупов завершилось лишь в XIX веке. К этому периоду в ее состав вошли также и семьи энецкого , ненецкого, кетского , хантыйского и эвенкийского происхождения. В течение нескольких столетий, прошедших после разделения народа, язык, духовная и материальная культура северной и южной групп селькупов приобрели значительные отличия.

Селькупы имеют несколько самоназваний сöльӄуп, шöльӄуп, шöшӄум, сӱссе-ӄум , что в переводе значит «таежный человек», и чумыль-ӄуп –«земляной человек» . В южной группе были также зафиксированы названия тюйӄум, пайӄум . До 1930-х гг. селькупов называли остяками, в научной литературе – остяками, самоедами или остяко-самоедами. Название селькупы было введено в отечественную научную литературу в 1930-е гг. известным лингвистом и этнографом Г.Н. Прокофьевым и происходит от самоназвания северных селькупов. Оно было сразу принято тазовско-туруханскими селькупами, а в южной группе селькупов, привыкших назвать себя остяками, стало прививаться только с середины в 1980-х гг.

Большинство современных селькупов проживают в населенных пунктах, имеющих административный статус. В Красноселькупском районе селькупы входят в состав населения поселков Красноселькуп, Толька и Ратта, в Пуровском районе – города Тарко-Сале, поселков Толька, Харампур, Халясовэй, в Туруханском районе селькупским считается село Фарково, жители-селькупы есть также в селах Туруханск, Старотуруханск, Совречка и др. В Томской области местами компактного проживания селькупов являются деревня Иванкино Колпашевского района и село Напас Каргасокского района.


Молодые жители села Ратта демонстрируют национальную одежду. Селькупы. Красноселькупский район Тюменской области. Фото О.Б. Степановой, 2004.


Оленеводы с детьми на стойбище близ с. Ратта. Селькупы. Красноселькупский район Тюменской области. Фото О.Б. Степановой, 2005.


Оленевод перед началом гонки на оленьих упряжках во время праздника День оленевода в с. Ратта. Селькупы. Красноселькупский район Тюменской области. Фото О.Б. Степановой, 2016.


Гонка на оленьих упряжках на празднике День оленевода в с. Толька. Селькупы. Красноселькупский район Тюменской области. Фото О.Б. Степановой, 2016.