Вернуться

Васильев, Борис Александрович

Васильев Борис Александрович (1899–1976) — известный советский литературовед, религиозный деятель, член общины и священник Катакомбной церкви, а также этнограф- сибиревед, антрополог, один из наиболее глубоких знатоков медвежьего праздника, собравший значительные коллекции по народам Амура, Приморья и Сахалина для Румянцевского музея (коллекции этнографического отдела Румянцевского музея позднее легли в основу открытого в 1924 г. Центрального музея народоведения в Москве).

Родился в Москве 17 февраля 1899 г. в семье врача. Учился в частной гимназии Адольфа на Арбате. В 1919 г. поступил в Московский университет на биологическое отделение физико-математического факультета. Б.А. Васильев был учеником Б.А. Куфтина и являлся представителем культурно-исторической школы в этнографии. С 1925 г. работал в Москве в Этнографическом отделе Румянцевского музея под руководством профессора Б.А. Куфтина в должности старшего помощника хранителя Сибирского отдела. В том же году участвовал в Восточно-финской экспедиции. В 1927– 1928 гг. во время работы в Тунгусской экспедиции посетил нанайцев Амура, нивхов Амура и Сахалина, орочей и удэгейцев Приморского края и ороков (уильта) Сахалина, собрал 836 предметов. Б.А. Васильев был единственным приглашенным к участию в ритуалах медвежьего праздника у орочей.

Борис Александрович собрал для Музея народоведения ценную коллекцию по этнографии орочей: 207 предметов, относящихся к охоте, рыболовству, жилищу, одежде, средствам передвижения, утвари, верованиям (в том числе медвежьему празднику) и шаманству. Этнографические коллекции Музея народоведения в 1948 г. вместе с архивом были переданы в ряд музеев Ленинграда: Музей истории религии, Музей антропологии и этнографии (МАЭ) РАН и Государственный музей этнографии (ныне Российский этнографический музей, РЭМ). Вещевые коллекции Б.А. Васильева в РЭМ составляют 836 номеров и около 1000 предметов; фотоколлекция содержит 52 фотоотпечатка и 52 негатива по орочам, а в архиве содержатся тексты, посвященные разным разделам материальной (охота, одежда, жилище) и духовной культуры (медвежий праздник, шаманство, календарный обряд унди) орочей. Эти коллекции Васильева представляют собой один из важнейших источников сведений о региональной этнографии пяти народов Дальнего Востока.

Б.А. Васильев был многогранной личностью. Наряду с научными штудиями он занимался духовными поисками. Еще в университетские годы Васильев вступил в общину Катакомбной церкви, возглавляемой протоиереями Алексием и Сергием Мечевыми. Был прихожанином церкви свт. Николая Чудотворца в Кленниках (на Маросейке), пел на клиросе. В 1929 г. вместе с другими членами общины Васильев был арестован и выслан в г. Шенкурск Архангельской обл. В 1938 г. он был рукоположен в священный сан, но жизненные обстоятельства не позволили открыто продолжать пастырское служение. В 1946 г. защитил кандидатскую диссертацию, посвященную проблеме медвежьего праздника у орочей, позже в журнале «Советская этнография» опубликовал очень ценную работу на ту же тему, расширив объект исследования до народов Амура. В это время Васильев работал в Москве в Институте этнографии АН СССР и одновременно сотрудничал с издательством «Советская энциклопедия», готовил к печати сибирский том издания «Народы мира».

Окончательно Васильев вернулся в Москву, когда был реабилитирован после смерти Сталина в 1953 г. С этого времени он заведовал Антропологическим музеем МГУ.

Протоиерей Александр Мень вспоминал о нем: «Он был человеком не только глубокой веры, но и подлинным ученым, все интересующие его проблемы он исследовал обстоятельно, неторопливо, придерживаясь строго выверенных методов и фактов... Он считал, что религия и наука взаимодополняют друг друга».

Борис Александрович Васильев умер 17 ноября 1976 г. в Москве, похоронен на московском немецком кладбище «Введенские горы». (Васильев Борис Александрович 2022)