Вернуться

Хутунка, Сиану – Савелий Максимови

Хутунка Сиану – Савелий Максимович (1874–1974) – орочский шаман, родовой судья, лекарь.

Родился в стойбище Коппи Советского района Приморской области. 2 мая 1938 г. был арестован Владивостокским МПО НКВД и осужден 19 октября 1939 г. по статье No 58, п. 2.58; п. 6.58; п. 11.58; п. 13 УК РСФСР. Архивное дело – No П-87624. Дело впоследствии было прекращено за отсутствием состава преступления (БД «Жертвы политического террора в СССР»).

Савелия звали «Белым дедушкой». Звали не за седину на голове, а, скорее, за добрую мудрость. Он являлся уважаемым человеком, абсолютно не обученным грамоте, но в то же время – удивительно интеллигентным. Всегда уравновешенный, спокойный, он располагал к себе людей. Савелий Максимович был родовым судьей, чудесным лекарем, шаманом, искусным охотником и рыбаком.

С.М. Хутунка дружил с Владимиром Клавдиевичем Арсеньевым, ученым и исследователем земли Дальневосточной. В повести «Сквозь тайгу» во время экспедиции 1927 г. по маршруту Хабаровск – Советская Гавань – Хабаровск ученый описал его камлание «...Хутунка чуть слышно тянул ноту за нотой, не раскрывая рта. Он постепенно усиливал и призывал к себе духа “сэвэна”, помогавшему ему при камланье. Пение его было печальное и монотонное. Понемногу он оживал и переминался с ноги на ногу. К голосу шамана присоединился металлический шорох, издаваемый позвонками. Иногда он вздрагивал, поднимался на носки и припадал на колени. Выражение лица его было весьма напряженное. Он говорил несвязанные слова, упрашивал и умолял своего духа помочь ему: “Бада лаанчи Тэмугаани” (т. е. безликая птица Тэму). Минут тридцать Хутунка находился в состоянии такого транса. Постепенно он снижал тон, пение его сделалось медленным и перешло в несвязанное бормотание. Он стал тянуть одну-две ноты, постепенно стихая, и все закончил глубоким вздохом». В 1957 г. с Белым дедушкой работали известные российские лингвисты, этнографы Е.П. Лебедева и В.А. Аврорин. В своих трудах они отметили, что ему было около 100 лет. Был прост в отношениях с людьми, хотя держался с достоинством, справедлив и доброжелателен.

Профессор В.Г. Богораз неоднократно выражал пожелание, чтобы во время этнографических экспедиций все, что только возможно, не исключая и самых отвлеченных религиозных представлений, получало графическое выражение на бумаге. Савелий Хутунка охотно согласился сделать «настоящую» карту со всеми необходимыми подробностями на Чепсаровском острове. На большом листе писчей бумаги размером 109х70 см в течение 3–4 дней была нарисована простым карандашом карта. На эту работу было затрачено не менее 15–20 часов, причем первый вечер рисовал сам шаман, но потом он решил, что у него получается недостаточно «красиво», и для дальнейшей работы привлек двух молодых орочей. Сам Савелий и его «художники» работали с необыкновенном увлечением. Работа над «картой» привлекала в корьевой балаган Савелия все мужское население небольшого стойбища. Критические замечания и советы присутствующих орочей придавали работе характер коллективного творчества, в котором первое и последнее слово всегда оставалось за шаманом.

Как вел свое летоисчисление Савелий Хутунка, для внучки Людмилы (Бисянка) Гришиной было загадкой. Он только просил поверить ему на слово, считая, что документы – всего лишь бумажка, которая может потеряться. Вернее всего – знания, полученные от духов предков...