Вернуться





  Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, зав. Лабораторией музейных технологий МАЭ РАН
Белоруссова С.Ю.

Орочи. Современная культуротворчество

Среди орочей существуют разнообразные виды произведений устного народного творчества: сказки и мифы (нимапу); героические сказки (сохори), заимствованные у маньчжуров и китайцев; предания, поучения, рассказы о прошлом (тэлунгу); шутки, анекдоты, юмористические рассказы (хоимбуа), песни (дяри); загадки (гангаюку). Интересен и музыкальный фольклор, который представлен инструментальным и песенным творчеством. Наибольшее распространение получили бытовые, трудовые, лирические, обрядовые, шаманские песни и напевы, которыми сопровождали сказания, сказки, танцы и игры. Для орочских песен характерна импровизация, а в музыкальном отношении они просты и монотонны (Ильяшевич 2006: 66–67).

В XIX в. образцами народного песенного творчества была обрядовая музыка, отраженная в ритуальном фольклоре орочей и шаманском пении яаяа, которое сопровождалось танцам и игрой на специальных фоноинструментах. Древние пласты музыкальной культуры орочей есть и в медвежьем празднике. Ритуальная песня, напеваемая женщинами на медвежьем празднике, сопровождается ритмичными ударами палочек по сухому стволу дерева. В музыкальном и поэтическом творчестве орочей сформировались и развились различные песенные жанры. Песни орочей делились на женские и мужские. Мужчины и женщины пели отдельно, и смешивание голосов не допускалось. Были свои певцы и сказители (тумнаини), их приглашали на свадьбы и праздники. В текстах песен отражалась повседневная жизнь, природа, любовь. Пели они грустными монотонными голосами, в которых было много горловых нот (Аврорин, Лебедева 1978: 3–38). В.А. Аврорин выделяет несколько видов песен: трудовые, исполняемые на промыслах, во время изготовления предметов для охоты, рыбалки, в процессе выделки шкур, плетения сетей; самыми древними считаются путевые песни с импровизированным текстом. Текст сводился к перечислению мест и характерных для них признаков, мимо которых певец проезжал, речитации-заклинания, врачевательные песни-заговоры; песни-импровизации разнообразной тематики; личные песни, которые посвящались кому-либо; лирические песни, раскрывающие духовный мир человека, его чувства и настроения; сатирические песни, в которых высмеивались неудачные охотники, нерадивые хозяйки (Аврорин, Лебедева 1966: 238).

Культурно-просветительская работа среди орочей на начальном этапе их советской истории велась исключительно силами русских активистов и была тесно связана с агитационно-пропагандистской работой. Нередко такая работа воспринималась как часть колхозного строительства, поскольку все первые культпросветучреждения – красные уголки, избы-читальни – финансировались и обслуживались национальными колхозами. И все же подлинным центром культурно-просветительской работы в орочских стойбищах долгие годы были школы и медицинские пункты. К концу 1930-х гг. в каждом селе появились специализированные культпросветучреждения. В Уське, Коппи, Джугже, Кун, Тамоло были построены и открыты достаточно вместительные клубы, избы-читальни или библиотеки. При клубах работали коллективы художественной самодеятельности.

Дементьев Б. Н. Пионеры в лагере "Дербинсы" Нивхи, русские, орочи. Россия, Сахалинская область, первая треть ХХ в. ©МАЭ РАН 2022.

Особенный творческий подъем был в 1960-х годах, однако уже в 1970-е – 1980-е годы культурная жизнь в орочских селениях во многом стала формальной. Угасал интерес к самодеятельности, художественной литературе. Молодежь стала больше интересоваться современной музыкой и танцами. Заметно выросли пьянство и хулиганство, все более острой становилась проблема «трудных детей». В конце 1980-х – начале 1990-х гг. на фоне роста национального самосознания малочисленных народов, в условиях глубоких политических и социальных перемен культурная жизнь орочей несколько активизировалась. Учреждения культуры стали больше уделять внимания традиционному культурному наследию. Так, в 1993 г. в селе Уська-Орочская в честь международного года коренных народов была открыта выставка прикладного искусства, а в районной газете организована серия публикаций, посвященных жизни коренных жителей района. Был также проведен конкурс детских рисунков (История и культура орочей 2001: 151–153).

также проведен конкурс детских рисунков (История и культура орочей 2001: 151–153). В XXI в. в культурном пространстве коренных малочисленных народов Хабаровского края произошло возрождение народной культуры. При поддержке правительства Хабаровского края и Министерства культуры проводятся национальные фестивали, смотры-конкурсы, национальные выставки декоративно-прикладного искусства. В 1995 г. была основана национальная община «Ороч». В 2003 г. в селе Датта Ванинского района прошел национальный праздник, посвященный культуре орочей, – фестиваль «Бубен дружбы», в рамках которого состоялся фольклорный орочский праздник «Тропою предков», целью которого было «создание среды для творческого общения и способствование росту национального самосознания орочей». (Фестиваль «Бубен дружбы» 2022)

1 октября 2006 г. состоялось открытие центра этнической культуры орочей «Киа Хала». В 2008 г. на территории районного краеведческого музея имени Н.К. Бошняка силами ЦЭК «Киа Хала» построена этнографическая площадка для проведения массовых этнических мероприятий. С 2013 г. действует ансамбль этнического танца и костюма «Аньяха Хаджи» («Жемчужины гавани»). На сегодняшний день коллектив имеет множество наград на различных конкурсах и фестивалях (Муниципальное бюджетное учреждение культуры... 2022). Кроме того, в школьном музее с. Уська- Орочская организованы экспозиции, посвященные орочам. Центр этнической культуры орочей «Киа Хала» проводит различные мероприятия по активизации культурного наследия народа: организацию праздников, музейных выставок и школьных мероприятий. К примеру, во время пандемии «Киа Хала» был организован конкурс по разделке рыбы (В Хабаровском крае... 2022).

Орочки – солистки орочского ансамбля «Аньяха Хаджи». Советская Гавань. 2018 г. фото из архива Л.Е. Варшавской.
Орочки – солистки орочского ансамбля «Аньяха Хаджи». Советская Гавань. 2018 г. фото из архива Л.Е. Варшавской.
Орочка И.И. Акунка – зав. школьным этнографическим музеем. С. Уська-Орочская. 2006 г. Фото С.В. Березницкого.