Вернуться




  Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, зав. Лабораторией музейных технологий МАЭ РАН
Белоруссова С.Ю.

Орочи. Искусство, промыслы и ремесла

Как и других народов Амура, у орочей четко прослеживаются две ветви искусства — женская и мужская.

Женское искусство .

Женщины по традиции создавали предметы домашнего производства из рыбьей кожи, ровдуги, ткани, меха, а также из бересты. Их искусными руками украшались одежда и обувь. Все изготовлялось только для дома, для потребностей семьи. Основным материалом для изготовления одежды и обуви была рыбья кожа. С только что пойманной рыбы – тайменя, симы, кеты или горбуши – кожу снимали специальными костяными ножами (суббинки) и в течение одного-двух дней подсушивали ее в помещении, вдали от источников тепла. Еще более трудоемким был процесс обработки лосиной кожи, которая шла на изготовление верхней одежды, обуви, рукавиц, ремней, сумочек. На нитки шли волокна из спинных сухожилий лося.

Если обработкой шкур и изготовлением ниток занимались и женщины, и мужчины, то пошивка одежды была исключительно женским делом. Шилась одежда долго и тщательно, особенно много времени уходило на ее красочное оформление минеральными красками или цветными вышивками. Национальные халаты покто украшались аппликативными полосками и вышивками. Не менее красочно украшались и головные предметы орочей. Традиционная женская шляпа из бересты украшалась орнаментальной росписью, при этом каждая деталь узора отображала зооморфный мотив «рогов».

Матерчатые пояса умуу , расписанные орнаментом и оснащенные другими украшениями, орочи носили в праздничные дни, когда шли в гости. Много таланта, выдумки, труда вкладывали мастерицы в изготовление различных берестяных коробочек, шкатулок, табакерок, туесов, ковшей. Орочские мастерицы изготовляли из бересты оригинальные по своей форме туески для сбора и хранения ягод и изящные ковши-чуманы. Сюжетные рисунки орочские мастера, как и удэгейские, использовали главным образом для украшения одежды шаманов, предметов культа: такими рисунками украшали шаманские юбки, реже бубны и чехлы для них.

Мужское искусство .

Если в каждом селении, практически в каждом жилище любая женщина была в той или иной степени художница, то так называемое мужское искусство было делом рук сравнительно немногих одаренных специалистов. Далеко не каждый ороч мог сделать металлический или деревянный орнаментированный предмет, украсить его по «законам красоты». Мастера-мужчины имели дело с твердыми материалами – деревом, костью, металлом. Для себя и своих родичей, а также на заказ изготовлялись украшенные резным орнаментом чашки (моко), ложки (уня), столики для еды (дэрэ), доски для приготовления талы и для разделки сырой рыбы и мяса (удаки), большие деревянные блюда (ото) для хранения жира, утварь для медвежьего праздника, изображения духов (соггинэ сэноки) и другие предметы.

На изделиях из кости чаще, чем на изделиях из дерева, применялась тонколинейная резьба. Иногда встречались мелкие точечные углубления, сделанные кончиком ножа, на игольниках, ножах, ручках ножей, поясных пряжках, палочках для еды, крючках для колыбелей и других предметах. Орочи самостоятельно изготавливали железные наконечники копий, железные ножи. Украшали резным орнаментом деревянные ложки и ковши, стойки для полок в балагане, пластинки для женского рукоделия, дощечки для скручивания ниток, тавлинки, иглички, табакерки и другие вещи, а также атрибуты шамана и разнообразные культовые предметы.

Козьминский И. И. Девочка скручивает нить. Орочи. Россия, Хабаровский край. 1929. ©МАЭ РАН 2022.

Большой интерес представляет и сам орочский шаманский бубен. Это деревянный обод с натянутой на него хорошо выделанной кожей новорожденного теленка лося или оленя. С тыльной стороны имеется крестовина с расходящимися на четыре стороны змеиными головами, от каждой такой головы отходят в виде жала по два пучка жильных ниток, которые скрепляют крестовину с ободом. Идолы, в которых вселились души могущественных существ, пользовались почетом. Обычай изготовлять их по случаю заболевания отмечал В.П. Маргаритов. Он писал, что у каждого орочского селения можно было видеть большое число идолов, укрепленных на длинных шестах (История и культура орочей 2001: 108–117) .