Вернуться
  Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова
Сабуров Александр Алексеевич, директор института
стратегического развития Арктики
Минчук Олег Викторович, ведущий эксперт института
стратегического развития Арктики
Никифоров Алексей Сергеевич, ведущий эксперт института
стратегического развития Арктики

Нивхи. Танспорт

 

Транспортная инфраструктура территорий проживания нивхов в Хабаровском крае характеризуется относительно небольшой удаленностью населенных пунктов друг от друга и низкой обеспеченностью дорогами, в том числе поселкового значения. Основными видами транспорта является речной транспорт так как большинство рассматриваемых населенных пунктов расположены на реке Амур. Населенные пункты, расположенные на морском побережье, не имеют постояннодействующих портов.

Исключение составляет город Хабаровск, который является транспортным узлом коммуникации регионального уровня, обеспечивающие транспортно-экономические связи с другими населенными пунктами края, страны и зарубежья (ЖД транспорт, развитая система автодорог и авиационного сообщения).

Транспортная инфраструктура территорий проживания нивхов в Сахалинской области характеризуется сконцентрированностью вдоль трассы «Южно-Сахалинск – Оха», а также относительной доступностью для использования ресурса Южно-Сахалинской железной дороги, связанной с общероссийской железнодорожной сетью. Город Южно-Сахалинск является узлом железнодорожных и автомобильных магистральных дорог и конечным пунктом внутренних авиалиний на Сахалин, имеет международный аэропорт.

Неудовлетворительное состояние автомобильных дорог и сложные климатические условия отрицательно сказываются на безопасности движения автотранспорта с расчётной нагрузкой и установленными скоростями. Основными недостатками существующей автодорожной сети является отсутствие твердого покрытия на автомобильных дорогах местного значения (подъезды к населенным пунктам).





Населенный пункт

Автодорожный транспорт. Наличие инфраструктуры и регулярного сообщения с другими населенными пунктами. Сезонность.

Железнодорожный транспорт. Наличие инфраструктуры и регулярного сообщения с другими населенными пунктами.

Авиатранспорт. Наличие инфраструктуры и регулярного сообщения с другими населенными пунктами.

Водный транспорт. Наличие инфраструктуры и регулярного сообщения с другими населенными пунктами. Сезонность.

Хабаровский край

г. Хабаровск

Хабаровский территориальный транспортный узел сосредоточил транспортные коммуникации регионального уровня, обеспечивающие транспортно-экономические связи с другими населенными пунктами края, страны и зарубежья. Через территорию проходят автомобильные дороги федерального и краевого значения[1].

По городской территории проходит Транссибирская железнодорожная магистраль Москва – Владивосток[2].

Имеются два аэропорта гражданской авиации: международного значения и местных авиалиний[3].


По городской территории протекает крупнейшая водная артерия Дальнего Востока – р.Амур[4].

Городское поселение Город Николаевск-на-Амуре

г. Николаевск-на-Амуре

Находится на расстоянии 582 километров к северу-востоку от Комсомольска-на-Амуре и в 977 километрах к северо-востоку от Хабаровска.

Дорога из Хабаровска в Николаевск-на-Амуре имеет длину 914 км.




Отсутствует

Аэропорт города Николаевска-на-Амуре Хабаровского края. Обеспечивает регулярное авиасообщение с региональным центром — Хабаровском, а также с Охотском, Чумиканом, Нельканом, Аяном[5].

На водном транспорте муниципального района осуществляются пассажирские перевозки по трем маршрутам это два дачные Николаевск-на-Амуре - Денисовка, Николаевск-на-Амуре - Вайда и один между поселениями муниципального района Николаевск-на-Амуре - Подгорное[6].

Имеется морской порт. Общий грузооборот морского порта Николаевск-на-Амуре в 2020 году составил — 77,3 тыс. тонн[7].

Городское поселение Рабочий поселок Лазарев

пгт Лазарев

По территории городского поселения «Рабочий поселок Лазарев» проходит автомобильная дорога общего пользования регионального или межмуниципального значения «подъезд к р.п.Лазарев».

Общая протяженность автомобильной дороги в границах сельсовета составляет 3,4 км. В зимнее время транспортное сообщение обеспечивается дополнительно по ледовой переправе автомобильным транспортом[8].

Отсутствует

На территории сельсовета имеется действующая вертолетная посадочная площадка, авиаперевозки осуществляются на линии Николаевск-на-Амуре – Лазарев – Николаевск-на-Амуре на вертолетах Ми - 8 (1 раз в неделю). Кроме того, имеется территория недействующего аэродрома[9].

Навигационные трудности эксплуатации морского порта обусловлены длительностью замерзания пролива, сильными ветрами и малыми глубинами. Продолжительность навигации в среднем составляет 173 дня. С ноября по май плавание судов прекращается. В настоящее время порт не работает[10].

Городское поселение Рабочий поселок Многовершинный

пгт Многовершинный

Связь с административным центром, г. Николаевском-на-Амуре происходит по гравийной дороге протяженностью 129 км и находящейся в собственности Николаевского муниципального района. Между населенными пунктами налажено автобусное сообщение: 3 раза в неделю. Однако в зимний период движение затруднено из-за горного перевала, где очень часто возникают снежные заносы. Транспортное сообщение городского поселения с районным центром стабильное и осуществляется за счет автомобильного транспорта[11].

Отсутствует

Отсутствует

Отсутствует

Иннокентьевское сельское поселение

село Иннокентьевка

По территории Нанайского муниципального района проходит автомобильная дорога регионального значения Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре, по которой осуществляется междугороднее сообщение. Сельское поселение удалено от региональной трассы Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре на 15,4км. При этом дорога, соединяющая поселение и главную краевую магистраль – грунтовая V категории[12].


Отсутствует

Отсутствует

На территории поселения используется и водный транспорт. По протоке Иннокентьевская, протоке Хоринская в период навигации осуществляется движение речного грузового транспорта. Производится подвоз угля для предприятия ЖКХ.

Речные пассажирские перевозки на территории Нанайского района производятся в навигационный период и осуществляются теплоходами «Метеор» ОАО «Амурское пароходство» и ООО «Амуртранс», рейсами Хабаровск — Николаевск-на-Амуре и Комсомольск-на-Амуре — Николаевск-на-Амуре[13].

Нижнепронгенское сельское поселение

Нижнепронгенское сельское поселение

Поселок Нижнее Пронге находится на мысе Пронге – самой восточной точке южного (правого) побережья Амурского лимана, на месте бывших национальных стойбищ. Расстояние до райцентра составляет 58 км[14].

Отсутствует

Отсутствует

Связь Нижнепронгенского сельского поселения с населенными пунктами Николаевского района осуществляется только водным транспортом летом и снегоходом зимой силами самого населения[15]. Функционирую рейсы судов на воздушной подушке[16].

Оремифское сельское поселение

Село Оремиф

По территории поселения (до жилой застройки с. Оремиф) проходит автодорога, являющаяся собственностью Николаевского района «Подъезд к селу Оремиф», по которой осуществляется выход на опорную транспортную ось:

«Озерпах – Красное – г. Николаевск-на-Амуре – Многовершинное», основная

транспортная связь с другими поселениями района и районным центром, выход к участкам автодорог регионального значения[17].

Отсутствует

Отсутствует

Основной водной акваторией речного транспорта является река Амур. По ней осуществляется регулярное пассажирское сообщение с г. Комсомольск-на Амуре. Крупным речным портом, оборудованным дебаркадером и причалами является порт «Николаевска-на-Амуре». Имеются навигационные маршруты: «Хабаровск – Николаевск-на-Амуре – Хабаровск», «Комсомольск-на-Амуре - Николаевск-на-Амуре - Комсомольск-на-Амуре»[18].

Пуирское сельское поселение

посёлок Пуир

Территория сельского поселения расположена на востоке Николаевского района Хабаровского края. Пуирское сельское поселение не имеет устойчивой сети автомобильных дорог. Связь между населенными пунктами поселения осуществляется до села Макаровка (7 км) вдоль побережья Амурского лимана, до поселка Байдуково (18 км) только водным транспортом летом и по льду зимой[19].

Отсутствует

Отсутствует

Глубины береговой черты в районе п. Пуир не позволяют осуществлять причаливание судов к берегу[20]. Функционируют рейсы судов на воздушной подушке[21].

Тырское сельское поселение

посёлок Тыр

Транспортное сообщение с другими населенными пунктами зимой осуществляется по ледовой переправе[22].

Отсутствует

Отсутствует

Летом транспортное сообщение с другими населенными пунктам осуществляется только водным транспортом[23].

Сельское поселение Село Богородское

Село Богородское

Поселение расположено на правом берегу Амура. Транспортное сообщение с другими населенными пунктами зимой осуществляется по региональной трассе или авиатранспортом[24].

Пассажирские перевозки осуществляются также автобусом по маршруту Хабаровск – Богородское, Богородское – Де-Кастри, Булава – Богородское, Аннинские Воды – Комсомольск-на-Амуре[25].

Отсутствует

На территории Ульчского муниципального района расположен один аэропорт класса Д в с. Богородское. Аэродром, расположенный в селе Богородское, является небольшим и имеет свою взлетно-посадочную полосу.

Авиаперевозки, являются единственным круглогодично действующим способом доставки пассажиров из районного центра за пределы района. Рейсы Хабаровск — Богородское — Хабаровск совершают самолёты АН-28 ОАО «Авиакомпания «Восток»» один раз в неделю.

Вместе с тем, в связи с высокой стоимостью авиаперевозок, их услуги для большинства жителей района недоступны и востребованы только в период закрытия навигации. Пассажирские рейсы летом отменяются, и одна из лучших в северной части Хабаровского края взлетно-посадочных полос начинает использоваться только для специальных рейсов и служит запасной[26].

Летом сообщение с другими населенными пунктами осуществляется водным транспортом. Имеется причал[27].

Сахалинская область

г. Южно-Сахалинск

Трасса Южно-Сахалинск - Оха - главная сахалинская магистраль, последовательно соединяющая областной центр с Долинским, Макаровским, Поронайским, Смирныховским, Тымовским, Ногликским и Охинским районами, она же является главной транспортной артерией для Томаринского, Углегорского и Александровск-Сахалинского районов, которые лежат от нее в стороне. Общая протяженность дороги составляет 856 километров, из них около 70% заасфальтированы, остальное — грунтовые и щебеночные участки[28].

Южно-Сахалинская железная дорога, проходящая в меридиональном направлении через весь город. Железнодорожным транспортом г. Южно-Сахалинск связан с крупными городами области – Корсаковым и Холмском. Железнодорожная сеть Сахалина через паромную переправу Холмск-Ванино связана с общероссийской железнодорожной сетью.

Железнодорожный узел Южно-Сахалинска расположен на восточном меридиональном ходу Сахалинской железной дороги – Корсаков - Южно-Сахалинск - Ноглики (653,1км). Ранее к нему примыкала железнодорожная линия Ю-Сахалинск - Холмск (Поляково)[29].


В основном воздушный транспорт осуществляет перевозку пассажиров на дальние расстояния и в труднодоступные местности области, в том числе - на Курильские острова. В межнавигационный период на отдельных направлениях воздушныйтранспорт является единственным средством сообщения с материком и другими островами области.

Класс аэропорта- 2 категории.

Класс аэродрома – 4Д-ИКАО.

На летном поле размером 4200×700 имеется ИВПП с армобетонным покрытием 3400×45 класса «А».

Типы принимаемых отечественных самолетов: Ил-96-300, Ил-86, Ил-62 М, Ил-76 всех модификаций, Ту-154 всех модификаций, Ту-204, и других ВС классом ниже, а также иностранных воздушных судов: Б-767-200, Б-767-300 ER, Б-757, Б-737 всех модификаций, Б-727-100 других ВС ниже классом и вертолетов всех типов А-319-321.

Рейсы из Южно-Сахалинска осуществляются с учетом транзитных перевозок, почти в 50 направлениях. По прямым маршрутам можно попасть в российские города: Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск, Красноярск, Хабаровск, Владивосток и другие. Осуществляются регулярные международные авиарейсы в города Хакодатэ (Япония), Сеул, Пусан (Корея) и чартерные рейсы в города: Ниигата, Токио, Саппоро, Далянь, Харбин, Шанхай.

Аэродром является запасным для посадок всех указанных типов ВС[30].


Не являясь портовым городом, свою экономическую деятельность Южно-Сахалинск осуществляет через Сахалинские порты - Корсаков и Холмск, с которыми связан железной дорогой.

пгт Ноглики

село Вал

Главную автодорожную связь села с г. Южно-Сахалинском на юге и г. Оха на севере, обеспечивает автомобильная дорога общего пользования межмуниципального значения Южно-Сахалинск – Оха.

Отсутствует

«Аэропорт Ноглики» имеет авиасообщение с Хабаровском, Южно-Сахалинском, Охой, Зональным.



Макаровский городской округ

село Восточное

По территории Макаровского городского округа проходит транссахалинский транспортный коридор Север-Юг. В состав транспортного коридора входит:

автомобильная дорога общего пользования регионального значения Ю-Сахалинск – Оха (IV категория). Протяженность автодороги в пределах Макаровского городского округа составляет 130 км[31].

В состав транспортного коридора входит: железнодорожная магистральная линия Корсаков – Южно-Сахалинск – Ноглики[32].

Отсутствует

Отсутствует

Городской округ «Охинский»

село Некрасовка

Автомобильная дорога проходит по восточному побережью острова

Сахалин с юга на север и является главной автотранспортной артерией Сахалина.

Подъезд к с. Некрасовка от примыкания к автодороге Оха – Москальво[33].

Отсутствует

Отсутствует

На территории городского округа в заливе Байкал Охотского моря расположен

морской порт Москальво[34].

Поронайский городской округ

село Восток

В настоящее время по территории городского округа проходит автомобильная дорога территориального значения Южно – Сахалинск – Оха – Москальво. Протяжённость автодороги по территории городского округа 78,1 км. Территориальная автодорога Лермонтовка – Восток – Вахрушев имеет протяжённость 7,888 км[35].


Отсутствует

Отсутствует

Морской порт Поронайск расположен в центральной части острова Сахалин в заливе Терпения Охотского моря, в устье реки Поронай. Это единственный порт на восточном побережье острова, имеющий пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации. Общая площадь акватории порта составляет 12,5 квадратных километров.

Тымовский городской округ

село Чир-Унвд

Автомобильная дорога территориального значения Южно – Сахалинск – Оха – Москальво.

Автобусные остановки расположены во всех населенных пунктах, где есть население[36].

По территории Тымовского городского округа Сахалинской области проходит однопутный неэлектрифицированный железнодорожный участок Победино-Сахалинское – Ноглики Дальневосточной железной дороги (данная железная дорога реконструирована на общероссийскую колею 1524 мм). В селе отсутствует железнодорожная станция и остановочные пункты. Ближайшая остоновка - Адо-Тымово[37].

В селе воздушный транспорт отсутствует. В границах городского округа расположен аэропорт «Зональное». Аэропорт расположен в 21км южнее пгт. Тымовское, в 0,8км восточнее с. Зональное. На территории аэропорта расположено две взлетные полосы – металлическая 1500x39м и грунтовая 650x60м[38].

Отсутствует










[1] Материалы по обоснованию проекта генерального плана городского округа «город Хабаровск» - https://khv27.ru/about/plan/

[2] Материалы по обоснованию проекта генерального плана городского округа «город Хабаровск» - https://khv27.ru/about/plan/

[3] Материалы по обоснованию проекта генерального плана городского округа «город Хабаровск» - https://khv27.ru/about/plan/

[4] Материалы по обоснованию проекта генерального плана городского округа «город Хабаровск» - https://khv27.ru/about/plan/

[5] http://khabavia.ru/%D0%B0%D1%8D%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82-%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA-%D0%BD%D0%B0-%D0%B0%D0%BC%D1%83%D1%80%D0%B5/

[6] https://nikoladm.khabkrai.ru/Deyatelnost/Programmy/353

[7] http://ampvanino.ru/nikolaevsk/

[8] Генеральный план Рабочий поселок Лазарев - https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/244052

[9] Генеральный план Рабочий поселок Лазарев - https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/244052

[10] Генеральный план Рабочий поселок Лазарев - https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/244052

[11] Генеральный план Многовершинный - https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/138591

[12] Генеральный план Иннокентьевка - https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/138364

[13] Генеральный план Иннокентьевка - https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/138364

[14] https://nikoladm.khabkrai.ru/O-rajone/Poseleniya/153

[15] Генеральный план Нижнепронгенское сельское поселение - http://www.prongeadm.ru/generalnyj-plan-poseleniya.html

[16] https://todaykhv.ru/news/in-areas-of-the-province/37853/

[17] Генеральный план Село Оремиф - https://nikoladm.khabkrai.ru/Deyatelnost/Gradostroitelstvo/Dokumenty-territorialnogo-planirovaniya

[18] Генеральный план Село Оремиф - https://nikoladm.khabkrai.ru/Deyatelnost/Gradostroitelstvo/Dokumenty-territorialnogo-planirovaniya

[19] Генеральный план посёлок Пуир - https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/131339

[20] Генеральный план посёлок Пуир - https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/131339

[21] https://todaykhv.ru/news/in-areas-of-the-province/37853/

[22] Программы комплексного развития социальной инфраструктуры Тырского сельского поселения Ульчского муниципального района до 2030 года - https://ulchiadm.khabkrai.ru/Deyatelnost/Kapitalnoe-stroitelstvo-i-arhitektury

[23] Программы комплексного развития социальной инфраструктуры Тырского сельского поселения Ульчского муниципального района до 2030 года - https://ulchiadm.khabkrai.ru/Deyatelnost/Kapitalnoe-stroitelstvo-i-arhitektury

[24] Программы комплексного развития систем коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры поселений Ульчского муниципального района - https://ulchiadm.khabkrai.ru/Deyatelnost/Kapitalnoe-stroitelstvo-i-arhitektury

[25] Пояснительная записка к проекту «Схемы территориального планирования Ульчского муниципального района» - https://ulchiadm.khabkrai.ru/Deyatelnost/Kapitalnoe-stroitelstvo-i-arhitektury

[26] Пояснительная записка к проекту «Схемы территориального планирования Ульчского муниципального района» - https://ulchiadm.khabkrai.ru/Deyatelnost/Kapitalnoe-stroitelstvo-i-arhitektury

[27] Программы комплексного развития систем коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры поселений Ульчского муниципального района - https://ulchiadm.khabkrai.ru/Deyatelnost/Kapitalnoe-stroitelstvo-i-arhitektury

[28] https://sakhalin.info/news/189394

[29] Генеральный план г. Южно-Сахалинск - https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/195182

[30] Генеральный план г. Южно-Сахалинск - https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/195182

[31] Генеральный план МО Макаровский городской округ - https://makarov.sakhalin.gov.ru/regulatory/grad/terr_plan/index.php

[32] Генеральный план МО Макаровский городской округ - https://makarov.sakhalin.gov.ru/regulatory/grad/terr_plan/index.php

[33] Генеральный план МО городской округ «Охинский» - http://www.adm-okha.ru/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=398&Itemid=391

[34] Генеральный план МО городской округ «Охинский» - http://www.adm-okha.ru/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=398&Itemid=391

[35] Генеральный план МО Поронайский городской округ - https://poronaisk.admsakhalin.ru/oms/administratsiya/tekushchaya-deyatelnost/dokumenty-territorialnogo-planirovaniya-mo/

[36] Генеральный план МО Тымовский городской округ - https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/271798

[37] Генеральный план МО Тымовский городской округ - https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/271798

[38] Генеральный план МО Тымовский городской округ - https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/271798