Вернуться

Институт этнологии и антропологии РАН
Новикова Наталья Ивановна

Нивхи. Краткая историческая справка


Нивхи – потомки древнего населения региона, хотя у исследователей нет единого мнения об их ранней истории. Ряд ученых считали нивхов прямыми потомками неолитического населения Нижнего Амура, другие предполагают существование донивхских племен. Данные многих наук – археологии, лингвистики – говорят о древнейших влияниях в тунгусских, монгольских культурах и корейском, айнском языках.

Первые сведения об этнической истории региона современного расселения нивхов содержатся у русских землепроходцев XVII века. Правда, некоторые исследователи высказывают мнение о том, что гиляками называли все население нижнего Амура. В сообщении участника похода И.Ю. Москвитина к берегам Тихого океана говорится, что они услышали от одного эвена, что «от них направо, в летнюю сторону, на море по островам, живут тунгусы, гиляки сидячие. У них медведи кормленые». В документах подчеркивается именно оседлый образ жизни этой группы. Внешние границы ареала расселения нивхов на протяжении XVII XIX вв. были относительно стабильны. Но внутри этого ареала они активно контактировали с тунгусо-маньчжурскими народами. В одних селениях с нивхами жили негидальцы, ульчи, айны, нанайцы. Исследователи отмечали сложный этнический состав нивхских родов. История отдельных родов с их разными этническими корнями и представляет этническую историю региона. Нивхские роды имели сложное происхождение – нанайское, айнское, негидальское, орокское и ульчское. В нивхских селениях исторически проживали семьи других родов и народов, а среди других народов региона были роды нивхского происхождения. Б.О. Долгих отмечал, что этнический состав населения Нижнего Амура в XVII в. был близок тому, что известно в отношении XIX в. В течение XIX в. на материке были зафиксированы около 40 нивхских селений, включавших и представителей других народов. Постоянно происходили переселения семей и отдельных лиц, проходили ассимилятивные процессы, что способствовало метисации населения, формированию новых элементов культуры, многочисленных напластований. Наиболее распространенной причиной переселений были наводнения. Например, после наводнения 1915 г. много нивхов с ульчами и нанайцами переселились на материк. Известны большие движения местного населения также после эпидемий, когда люди оставляли свои селения. Причиной могли быть и поиски более богатых мест для рыболовства, например, вниз по Амуру и других рек. Иногда переселения были связаны и с внутренними конфликтами.

На этнический состав нивхов влияли и переселения на Амур жителей тайги – эвенков, которые часто ассимилировались в местной среде и превращались в оседлых рыболовов. Приезжали сюда и маньчжурские торговцы, и якуты. Вообще «нивхские районы» всегда отличались смешанностью населения, а те, кто считал себя нивхами, часто владели несколькими языками.

У исследователей нет единого мнения о том, были ли закреплены за родами и отдельными семьями какие-то промысловые угодья. Представляется верным наблюдение Л.Я. Штернберга о том, что обычно такие переселения спокойно воспринимались местным населением, так как общая численность населения была невелика, а угодья и их ресурсы обширны. Это подкрепляется и более поздними сведениями. Вероятно, отсутствию конфликтов внутри коренного сообщества из-за промысловых угодий способствовали и нормы обычного права, предписывающие такое «промысловое гостеприимство».

Впоследствии этническая история включила и русских переселенцев на Дальний Восток. В последние годы особенно метисный характер населения характерен для Поронайского района Сахалина, где произошло смешение нивхских, уильтинских и корейских семей. В литературе, посвященной этнической истории коренных народов Сахалина, отмечается динамичность этих народов, отсутствие закрепленных территорий, открытость к контактам, в том числе и брачным. В прошлом это приводило к метисации и билингвизму местного населения.

После Второй мировой войны демографическая ситуация на острове изменилась. Вторыми по численности стали корейцы, которые активно взаимодействовали с коренными народами. Особенно ярко процесс этнического взаимодействия виден по предпринимательским хозяйствам. Интересной особенностью аборигенного предпринимательства на Сахалине является их полиэтничный характер: в одном хозяйстве могут работать нивхи, уильта, нанайцы, а иногда и русские, и корейцы. Причем успех этих хозяйств в начале 2000-х годов часто был связан именно с таким взаимодействием. Многие рыбаки-руководители хозяйств отмечали, что технологии у них чаще всего местные, именно на них строится их успех. А необходимые для рыночных отношений технологии социального взаимодействия, организации добычи, переработки, реализации продукции рыболовства они приобретают в том числе и в межэтническом взаимодействии.