Вернуться
  Институт этнологии и антропологии РАН
Новикова Наталья Ивановна

Нивхи. Общие сведения о народе


Нивхи – коренной малочисленный народ в Российской Федерации. Они проживают в Хабаровском крае (в основном в Николаевском и Ульчском районах) и в Сахалинской области (преимущественно в Ногликском, Охинском, Тымовском, Поронайском районах и в г. Южно-Сахалинске). 

Первая Всероссийская перепись населения 1897 г. зафиксировала 4642 нивха, из них 2673 на материке и 1969 на острове Сахалин. С тех пор численность колебалась: в 2002 г. она составила 5162 человека, а в 2010 снизилась до 4652. По Всероссийской переписи населения 2020 г. – 3842 человека. Это число расходится с данными текущей статистики, которой преимущественно пользуются органы государственной власти для решения практических вопросов. Например, в Сахалинской области на 1 января 2023 г. зафиксировано 3199 нивхов (по переписи 2020 г. – 1851 чел.).

Нивхи проживают в равных частях в Хабаровском крае и Сахалинской области.

Самоназвание амурских нивхов – нивх , множественное число – нивхгу , а сахалинских – ни h вн , множественное число – ни h вын h ун , означает «человек». Так же называли их японцы и айны. До 1930-х гг. использовалось старое название – гиляки.

Происхождение нивхов до сих пор вызывает дискуссию в научном сообществе. В середине XIX века Л.И. Шренк по материалам своей экспедиции отмечал изолированность нивхского языка. Он впервые выделил группу палеоазиатских народов, в которую включил наряду с камчадалами, алеутами, чукчами и коряками и гиляков (нивхов). Их миграции были вызваны давлением со стороны других народов – тунгусо-маньчжурских и айнов. Он высказал предположение, что именно гиляки (нивхи) были потомками коренного населения низовьев Амура и Сахалина. Впоследствии у этой теории было много сторонников. Некоторые археологи, физические антропологи и этнографы поддерживали автохтонную теорию. По словам М.Г. Левина, по археологическим материалам на протяжении тысячелетий существовал этнический субстрат – носитель древних культурных традиций, в котором были древние предки нивхов.

Крупнейший исследователь народов этого региона Л.Я. Штернберг высказывал теорию о северном происхождении нивхов. Он построил ее на лингвистическом родстве их языка с языками североамериканских индейцев. По его мнению, первоначально нивхи жили гораздо севернее. Об этом же свидетельствуют некоторые «арктические» черты их культуры – упряжное собаководство, конструкция полуземлянок и другие. В. Иохельсон также относил нивхов к американоидам Сибири, вторично переселившимся на азиатский континент.

Третья теория – о южном происхождении нивхов. Она также основывается на лингвистических материалах – родстве с корейским языком. Это позволяло говорить, что первоначально нивхи жили южнее своей современной территории, соприкасаясь с предками корейцев и древних маньчжуров. Этой теории придерживался известный советский исследователь нивхов Е.А. Крейнович.

Несмотря на все эти и последующие исследования, вопросы о происхождении нивхов и генетической принадлежности их языка остаются нерешенными. Высказывались предположения о родстве нивхского языка с другими, но они не были доказаны. Остается согласиться с тем, что нивхский язык изолирован и не принадлежит к языковым семьям. Одним из свидетельств этого является уникальная система числительных, в которой 26 подсистем количественных числительных, каждая из которых используется при счете определенных объектов, что характерно для наиболее древних языковых классификаций предметов.

Исторически различались четыре диалекта: амурский, восточно-сахалинский, южно-сахалинский, северно-сахалинский. Особенно велики различия между сахалинскими и амурскими диалектами. Многочисленные лексические заимствования в нивхском языке были связаны с длительными и активными взаимодействиями с тунгусскими и русским языками. Е.А. Крейнович разработал письменность для амурского диалекта на основе латиницы, которая в 1930-е годы была переведена на кириллицу. В конце 1970-х гг. В.М. Санги создал письменность для восточно-сахалинского диалекта. Публикуется художественная и учебная литература на нивхском языке. В п. Некрасовка Охинского района Сахалинской области издается газета «Нивх диф» (Нивхское слово), в которой печатают новости и материалы по культуре и языкам коренных народов на нивхском и русском языках. Газета издается с 1990 г. На Сахалине проходят конференции с докладами на нивхском и других языках коренных народов, в которых, наряду с исследователями, принимают участие школьники.

Антропологически нивхи относятся к центральноазиатскому типу большой монголоидной расы. М.Г. Левин выделял их в особый амуро-сахалинский тип сибирских монголоидов. Нивхи делятся на три крупные локальные группы – Нижнего Амура и Лимана, западного и восточного Сахалина. В целом для района их проживания и формирования антропологического состава всегда были характерны миграции, длительная изоляция и метисация.

Русские путешественники стали исследовать этот регион в XVII веке. Первые отряды сибирских казаков под предводительством И.Ю. Москвитина попали сюда в 1639 г. и собрали сведения об острове Сахалин. В 1644–1645 гг. экспедиция В. Пояркова исследовала низовья Амура, затем было еще несколько экспедиций, среди которых особое значение имела экспедиция Е.П. Хабарова. Тщательное исследование Сахалина и Амурского лимана началось в начале XIX в. первой кругосветной экспедицией Ф.И. Крузенштерна. В 1806 г. на Сахалине был установлен российский флаг. В середине XIX в. этот процесс был завершен Амурской экспедицией Г.И. Невельского. Были решены несколько географических и государственных задач: что Сахалин — это остров, что в устье Амура могли заходить большие корабли, в низовьях Амура установили российский флаг, впоследствии это было закреплено договорами. Этот регион привлекал многие государства, и для России было важно закрепить его за собой. По предписаниям первых экспедиций были сделаны шаги по установлению добрососедских отношений с местными жителями, что способствовало и геологическому исследованию региона, богатого полезными ископаемыми.

Научная история изучения нивхов началась в XIX в. с имени Л.И. Шренка. Затем большой вклад внесли Л.Я. Штернберг, а также Б.О. Пилсудский. Для изучения нивхского языка много сделали японские ученые, в частности Накономе Акира, написавший первую нивхскую грамматику на японском языке, и другие. В советское время важнейшие исследования были выполнены Е.А. Крейновичем, а затем А.В. Смоляк. Отдельные аспекты культуры, языка, искусства нивхов были предметом изучения многих ученых. Примечателен вклад ученых из числа этого коренного народа: этнографа Ч.М. Таксами, лингвиста и фольклориста Г.А. Отаиной, М.Г. Тэминой, писателя В.М. Санги. В последние годы многие активисты продолжают собирательскую работу, занимаются культурой нивхов.