Вернуться
  Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова
Сабуров Александр Алексеевич, директор института
стратегического развития Арктики
Минчук Олег Викторович, ведущий эксперт института
стратегического развития Арктики
Никифоров Алексей Сергеевич, ведущий эксперт института
стратегического развития Арктики

Транспортная доступность

 

Ввиду удаленного географического положения транспортная инфраструктура г. Дудинки и всего муниципального района развита слабо. В период летней навигации доступен водный путь по Енисею, соединяющий Дудинку с Красноярском. В зимнее время года (октябрь – май) безальтернативным для соединения с административным центром края является авиатранспорт. Зимой между населенными пунктами МО «город Дудинка» транспортное сообщение осуществляется по зимникам. Железнодорожное и автомобильное сообщение с населенными пунктами, расположенными за пределами Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, отсутствует. Основной объём внешних связей муниципального образования, а также значительная часть местных перевозок воздушным транспортом осуществляется через инфраструктуру, расположенную на территории городского округа город Норильск (аэропорты «Норильск», «Снежногорск» и «Валёк»).
Село Хатанга является транспортным узлом муниципального образования «Сельское поселение Хатанга», и одним из трёх транспортных узлов муниципального района. На село приходится подавляющая часть оборота воздушного и автомобильного транспорта поселения и весь оборот морского транспорта. Доставка грузов для обеспечения села и сельских населённых пунктов поселения осуществляется в рамках Северного завоза в период летней навигации.

 

Красноярский край.

 
Населенный пункт Автодорожный транспорт. Наличие инфраструктуры и регулярного сообщения с другими населенными пунктами. Сезонность. Железнодорожный транспорт. Наличие инфраструктуры и регулярного сообщения с другими населенными пунктами. Авиатранспорт. Наличие инфраструктуры и регулярного сообщения с другими населенными пунктами. Водный транспорт. Наличие инфраструктуры и регулярного сообщения с другими населенными пунктами. Сезонность.
Городское поселение Дудинка        
г. Дудинка Автодорога Дудинка – Норильск (96 км) - единственная внешняя автомобильная дорога, связывающая Дудинку с Норильском и аэропортом Алыкель. Автомобильные связи с другими населёнными пунктами отсутствуют. По дороге осуществляются грузоперевозки, пассажироперевозки, а также движение легкового транспорта. Категория дороги – III с асфальтобетонным покрытием. Интенсивность составляет порядка 700-1000 автомобилей в сутки. ( Генеральный план муниципального образования «город Дудинка» / Приложение No2 к Решению Дудинского городского Совета депутатов от 13 декабря 2017 года No10-0386 / https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/149966 ) Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твёрдым покрытием на территории МО составляет 16,464 км, из них транзитных участков - 5,9 км. (Генеральный план муниципального образования «город Дудинка» / Приложение No2 к Решению Дудинского городского Совета депутатов от 13 декабря 2017 года No10-0386 / https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/149966 ) С декабря по май транспортное сообщение между населенными пунктами осуществляется по зимникам. (Генеральный план муниципального образования «город Дудинка» / Приложение No2 к Решению Дудинского городского Совета депутатов от 13 декабря 2017 года No10-0386 / https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/149966 ) Железные дороги круглогодичного действия, связывающие поселковые пункты между собой и с Дудинкой отсутствуют. (Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «Город Дудинка» на период до 2030 года / http://www.gorod-dudinka.ru/administracziya-goroda/strategiya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya ) Железнодорожный транспорт на территории муниципального поселения представлен ведомственной грузовой железной дорогой колеи 1520 мм Дудинка – Норильск. С 1999 года Норильская железная дорога вошла в состав ЗФ ПАО «ГМК «Норильский никель», пассажирские перевозки на Норильской железной дороге не выполняются. В настоящее время железная дорога работает на тепловозной тяге и осуществляет технологические перевозки для предприятий комбината и доставки различных грузов по линии «Дудинка –Норильск – Талнах», общая протяжённость которой составляет порядка 140 км. (Генеральный план муниципального образования «город Дудинка» / Приложение No2 к Решению Дудинского городского Совета депутатов от 13 декабря 2017 года No10-0386 / https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/149966 ) Воздушное сообщение на территории муниципального района является одним из основных видов транспорта, посредством которого осуществляются перевозки пассажиров, багажа и грузов в труднодоступные населённые пункты муниципального района. В 2011 году аэродром «Дудинка» исключён из Государственного реестра аэродромов Российской Федерации и переведён в статус посадочной площадки «Дудинка». Посадочная площадка местного значения (класс аэродрома – «Е»), расположена на правом берегу р. Енисей, в 2,5 км южнее г. Дудинки. Осуществляется приём вертолётов всех типов. (Генеральный план муниципального образования «город Дудинка» / Приложение No2 к Решению Дудинского городского Совета депутатов от 13 декабря 2017 года No10-0386 / https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/149966 ) Полеты на самолетах малой авиации перестали выполняться уже более десятка лет назад. (Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «Город Дудинка» на период до 2030 года / http://www.gorod-dudinka.ru/administracziya-goroda/strategiya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya ) На территории посадочной площадки осуществляется техническое обслуживание воздушных судов собственного парка (Ми-8Т, Ми-8МТВ и др.), выполняющие пассажирские перевозки по социально-значимым маршрутам на территории муниципального образования «Город Дудинка» и муниципального района в целом. АО «Норильск Авиа» осуществляет полёты по местным воздушным линиям круглый год. Действующая транспортная сеть позволяет осуществлять регулярные пассажирские и грузовые перевозки между посёлками Хантайское Озеро, Потапово, Усть-Авам, Волочанка. (Генеральный план муниципального образования «город Дудинка» / Приложение No2 к Решению Дудинского городского Совета депутатов от 13 декабря 2017 года No10-0386 / https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/149966 ) В границах Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района находится участок нижнего течения р. Енисей длиной около 500 км и 150 км водного пути по Енисейскому заливу. Порт Дудинка (69°21'с.ш. и на 86°10'в.д.) расположен на правом берегу реки Енисей в устье его притока – реки Дудинка, в 220 морских милях от Карского моря. Продолжительность навигации – 310 суток, навигация не осуществляется в период с 20 мая по 15 июня. Летняя навигация составляет 130 дней, с 15 июня по 20 октября. В зимний период на постоянное дежурство заступают ледоколы, обеспечивающие проводку танкерного и сухогрузного флота. Глубины причалов от 8 до 12 м позволяют принимать суда грузоподъемностью до 17 тыс. тонн. Помимо порта «Дудинка» на территории муниципального поселения функционирует временный причал в населённом пункте Потапово. (Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «Город Дудинка» на период до 2030 года / http://www.gorod-dudinka.ru/administracziya-goroda/strategiya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya ) Сельские населённые пункты муниципального образования не имеют причальных сооружений для организации безопасной посадки-высадки пассажиров, разгрузка судов внутреннего водного транспорта осуществляется на необорудованный берег. (Генеральный план муниципального образования «город Дудинка» / Приложение No2 к Решению Дудинского городского Совета депутатов от 13 декабря 2017 года No10-0386 / https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/149966 )
Поселок Волочанка Посёлок Волочанка расположен на левом берегу р. Хета в 400 км северовосточнее от административного центра - города Дудинки. В зимнее время связь осуществляется по зимнику. Отсутствует Связь в летнее и зимнее время осуществляется малой авиацией. В обоих поселках есть посадочные площадки для вертолета с деревянным покрытием. С 2020 года авиарейсы в поселки Волочанка и Усть-Авам с посадочной площадки «Дудинка» осуществляются два раза в неделю. (Вертолеты будут летать в таймырские поселки вдвое чаще // Северный город https://sgnorilsk.ru/news/vertolety-budut-letat-v-tajmyrskie-poselki-vdvoe-chashe ) Отсутствует
Поселок Усть-Авам Посёлок Усть-Авам расположен на правом берегу реки Авам северо-восточнее административного центра - города Дудинки. В зимнее время связь осуществляется по зимнику. Отсутствует   Важнейшим элементом транспортной системы посёлка Усть-Авам в летнее время является водный транспорт, сообщение осуществляется от посёлка Валек по р. Норильская - оз. Пясино - р. Пясина - р. Дудыпта - р. Авам. Движение основных грузопотоков осуществляется речным транспортом. Водным транспортом расстояние составляет 400 км. (Генеральный план муниципального образования «город Дудинка» / Приложение No2 к Решению Дудинского городского Совета депутатов от 13 декабря 2017 года No10-0386 / https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/149966 )
Хантайское Озеро Расположен в 280 км от города Дудинка на юго- западном берегу Большого Хантайского Озера. Отсутсвует Действующая транспортная сеть позволяет осуществлять регулярные пассажирские и грузовые перевозки между посёлками Хантайское Озеро, Потапово, Усть-Авам, Волочанка. (Генеральный план муниципального образования «город Дудинка» / Приложение No2 к Решению Дудинского городского Совета депутатов от 13 декабря 2017 года No10-0386 / https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/149966 ) Сообщение от города Дудинки до п. Хантайское Озеро осуществляется по р. Енисей – р. Хантайка– оз. Хантайское. Расстояние между населёнными пунктами Дудинка – Хантайское Озеро водным транспортом составляет 319,0км.
Сельское поселение Хатанга (сельское поселение включает в себя 10 национальных поселков: с. Хатанга, Каяк, Хета, Кресты, Катырык, Жданиха, Новая, Попигай, Сындасско, Новорыбная) Автодорожная инфраструктура на внешних направлениях представлена щебёночной автодорогой и рядом автозимников, связывающих село Хатанга с рядом сельских населённых пунктов поселения (Дудинка – Хатанга; Хатанга - Станция тропосферной связи; Кресты - Хатанга). Фактически, за счёт средств муниципального района также поддерживаются регулярные зимники Хатанга – Хета (120 км) и Хатанга – Жданиха (27 км). (Проект генерального плана муниципального образования «Сельское поселение Хатанга» Т.2 / https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/213578 ) Отсутствует В Хатанге расположен центр организации воздушного движения и неузловой аэропорт федерального значения. На базе аэропорта «Хатанга» также размещается региональная поисково-спасательная база, центр организации воздушного движения. Воздушный транспорт полностью обеспечивает пассажиропотоки на внешних направлениях, а также является системообразующим элементом сети местных воздушных линий сельского поселения Хатанга. (Проект генерального плана муниципального образования «Сельское поселение Хатанга» Т.2 / https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/213578 ) Аэропорт «Хатанга» расположен на окраине села, в пределах пешеходной доступности от его центра. Аэропорт обеспечивает внутрирегиональный связи на воздушной трассе Красноярск – Хатанга – Норильск – Диксон. На внутрирегиональной воздушной трассе эксплуатируются преимущественно самолёты типа Ан-24 и Як-42. Аэропорт Хатанга является запасным аэропортом для воздушных судов, выполняющих кроссполярные перелёты. Аэропорт является ключевым элементом системы местных воздушных линий сельского поселения Хатанга. Из аэропорта «Хатанга» осуществляется доставка грузов вертолетами в населенные пункты муниципального образования «Сельское поселение Хатанга» – сельские населенные пункты Катырык, Хета, Новая, Новорыбная, Сындасско, Попигай, Каяк. Осуществляется прием воздушных судов следующих типов: Ил-76, Ил-86, Ту-154 и ВС классом ниже, вертолётов всех типов. (Генеральный план муниципального образования «муниципального образования «Сельское поселение Хатанга» / https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/213578 ) Водный транспорт обеспечивает основные объёмы перевозок коммерческих и социальных грузов, что обусловлено спецификой географического расположения территории. Доставка грузов для обеспечения села и сельских населённых пунктов поселения осуществляется в рамках Северного завоза в период летней навигации. Основные объёмы завоза энергоносителей и других грузов в сельское поселение Хатанга обеспечивается судами ОАО «Мурманское морское пароходство» и ОАО «Ленское объединенное речное пароходство». Пассажирские и грузовые перевозки в пределах сельского поселения водным транспортом в период навигации осуществляются на теплоходе «Таймыр», универсальном грузопассажирском судне. Местным населением для пассажирских и грузовых перевозок используются маломерные суда. Комплекс устройств водного транспорта в границах села представлен зданиями и сооружениями Хатангского морского торгового порта, навигационной инфраструктурой, пассажирским причалом, а также грузовым причалом в юго-западной части села. Порт функционирует только в период летней навигации. Речная навигация начинается с 15-20 июня и заканчивается 1-5 октября. Морская навигация возможна с 1 августа при освобождении Хатангского залива ото льда. Порт принимает суда типа «река-море» водоизмещением от 1,5 до 5,0 тыс. т и осадкой до 4 метров. (Генеральный план муниципального образования «муниципального образования «Сельское поселение Хатанга» / https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/213578 ) Осуществляется движение катера по маршруту Хатанга – Кресты – Новая – Хета – Катырык – Хатанга. Периодичностью 3-4 раза в месяц. (Расписание движения транспорта и тарифы / Официальный сайт органов местного самоуправления сельского поселения Хатанга http://hatanga24.ru/catalog/transport/raspisanie-dvizheniya-transporta-i-tarify/ )