Вернуться
  Институт этнологии и антропологии РАН
Плужников Николай Владимирович

Нганасаны. Краткая историческая справка

Группа авамских нганасан считается старшей. Первое упоминание об их предках, которые названы «пясидской самоядью» обнаруживается в записи 1618 г. ясачной книги Мангазейского уезда. Следующая группа, вошедшая в состав авамских нганасан – кураки, была записана в 1625 г. В 1627 г. появляется запись о тавгах. Еще одно племя, составившее впоследствии группу авамских нганасан – тидирисы. Первое упоминание о нем относится к 1615 г. Если пясидская самоядь говорила на самодийском языке, то тавги и тидирисы были тогда еще тунгусоязычные. Тидирисы также вошли в состав энцев. Кураки к моменту их встречи с русскими говорили на диалекте энцев Маду. По всей вероятности, энцы Маду, выйдя в тазовскую и гыданскую тундру, ассимилировали там местное аборигенное население, часть которого впоследствии под именем кураков вошла в состав авамских нганасан.
Название «тавги» переводится с тунгусского как «находящийся на другой стороне». Об этом говорят нганасанские предания, в которых группа охотников, вышедшая в тундру, переправляется через большую реку, и в результате там остается. Этой большой рекой, возможно, были Анабар (северо-западная Якутия), Хета или Хатанга.
Младшая группа нганасан (восточная) – вадеевские самоеды, впервые в качестве административного рода появляются в 1824 г., но в списке населенных мест Енисейской губернии за 1859 г. они по старинке обозначены как тунгусы. О них как осамоедившихся тунгусах верховьев Хеты и Хатанги писал в еще А.Ф. Миддендорф, который встречался с ними в 1843-1844 гг.

Позже всех остальных в качестве отдельной единицы в состав нганасан вошел род долганина Око Яроцкого. А.Ф. Миддендорф встречался с ним и пишет о его долганском происхождении, при том, что сам Око и два его сына жили с нганасанами, говорили по-нганасански и были женаты на нганасанских женщинах. Тем не менее, в нганасанской среде род Око еще в начале ХХ века считался долганским.

Межэтнические контакты

Самые близкие соседи нганасан – тундровые энцы, обитающие в низовьях Енисея. Их отличает только язык (родственный) и некоторые особенности мировоззрения и духовной культуры. Материальная культура практически одинакова, включая покрой и орнаментацию одежды. Тундровые энцы, будучи очень небольшой по численности группой, издавна были брачными партнерами нганасан. Нганасаны помогали энцам противостоять экспансии ненцев со своими стадами домашнего оленя на Таймыр. В устной истории этих народов представлено три «самоедских войны», последняя случилась зимой 1849-50 гг. и ограничила ненецкие достижения левым берегом Енисея, откуда в свое время были вытеснены энцы.
Нганасанско-ненецкие мирные контакты представлены фактом нганасанского героического эпоса – он ближе к ненецкому, чем к энецкому, как по форме, так и по содержанию. При этом нганасанские сказители в своем репертуаре отделяют собственно нганасанские произведения от ненецких, объясняя, что в последних – ненецкие имена.
Южные соседи нганасан – лесные тунгусы. В фольклоре они называются «шитолицыми» и имеют стойкую репутацию разбойников, совершающих свои экспедиции из тайги в открытую тундру. При этом по документальным источникам, именно тунгусы представляют большую часть предков нганасан. При переходе таежного населения в зону тундры, «лесная» культура с ее навыками становится неактуальной в силу особенностей жизнедеятельности в тундре за исключением шаманства, которое у нганасан имеет явные тунгусские черты и отличается от энецкого.
Восточные и южные соседи нганасан – долганы или тундровые тунгусы. С ними у нганасан сложились добрососедские отношения на бытовом уровне, например, при сезонных поколках дикого оленя. Когда предки современных долган вышли в таймырские тундры, нганасаны отказались их брать к себе, но освободили им территорию для проживания и откочевали на север. Поскольку и те, и другие тогда были оленеводами, то летние территории нганасан стали зимними у долган. При этом смешанные долгано-нганасанские семьи были исключением из общего нганасанского правила, согласно которому нганасаны и долганы живут «по разным законам»: долганы были крещены в православие, а нганасаны оставались убежденными язычниками.

Часть нганасанских предков относилась к автохтонному населению Таймыра – до появления в этих местах тунгусов. Тогда нганасаны граничили на востоке с юкагирами, которые позже были ассимилированы или вытеснены тунгусами. Юкагирские черты обнаружились в культовой сфере нганасан. Это были деревянные маски и маскетки
с явным портретным изображением шамана-предка. И маски, и маскетки крепились к миниатюрной фигуре в шаманской одежде.
Культ шамана-предка с сохранением его черепа, для которого и делалась подобная маска, характерен именно для юкагиров. У нганасан – наоборот традиционно считалось, что перед смертью духи шамана покидают, и шаман умирает «простым человеком». Но для нганасан был характерен идол в виде куклы, одетой в миниатюрную шаманскую одежду (с маскеткой), к которому обращались, чтобы увидеть вещий сон.

К юго-западу от расселения нганасан обитали лесные энцы, южными соседями которых, в свою очередь, оказывались енисейские кеты. В средние века (сер. II тыс. н.э.) ареал их распространения, вероятно, был гораздо шире. Вопрос о лесном расселении предков нганасан остается открытым, поскольку в их культуре, также как и в культуре двух других северосамодийских народов – ненцев и энцев, потребление грибов отсутствует. При этом в кетской шаманской магии известно применение мухомора, который по-кетски называется hango. В нганасанском языке существует глагол huankud'a – «быть пьяным», (в то время как у энцев другой корень: d'ebe – «он пьян»). По всей вероятности, в языке предков нганасан этот корень появился еще до прихода на Таймыр энцев. По содержанию этот глагол отражает внешнее впечатление от воздействия мухомора (отнюдь не магическое), однако в нганасанской традиционной культуре считается, что пьяный может успешно пророчествовать, поэтому к его словам прислушиваются.

 

 

 

Грачева Г.Н. К материалам по духовной культуре нганасан и энцев. //Духовная культура народов Сибири. Томск, 1980, с.86 Грачева Г.Н. К материалам по духовной культуре нганасан и энцев. //Духовная культура народов Сибири. Томск, 1980, с.87 Грачева Г.Н. К материалам по духовной культуре нганасан и энцев. //Духовная культура народов Сибири. Томск, 1980, с.88