Вернуться

Нганасаны. Семья, воспитание и образование

 

У нганасан очень любят детей, поэтому в раннем возрасте их всячески балуют, но лет с пяти, когда им шьют одежду уже взрослого покроя, они начинают подражать родителям в их занятиях и постепенно становятся помощниками в хозяйстве. Мужские и женские навыки разделены довольно жестко. Мальчик становится мужчиной и может заводить семью после того, как самостоятельно добудет дикого оленя. Девочка – женщиной после того, как будет способна сшить весь комплект зимней одежды своему будущему мужу. В настоящее время к мужским относятся не только охота, но и рыболовство, ремонт техники (раньше было всяческое рукоделие по дереву, кости, камню и металлу), изготовление нарт, домашние строительно-ремонтные работы (их тоже раньше не было: мужчины делали шесты для чума, женщины – покрышки). К женским занятиям относится собирательство (которым раньше нганасаны не занимались), кухня и шитье (в настоящее время – зимней обуви). Школьное образование эти навыки минимизировало или устранило (интернат). Сейчас нганасаны и долганы как основное сельское население Таймыра в результате нестабильности добычи от охоты и рыболовства приходят к иной стратегии существования: в городах – Дудинке и Норильске (с его сателлитами), по их мнению, более благополучной и менее трудоемкой. Там, как они считают, будут жить их дети, которым для этого надо дать соответствующее образование (городское). Прежние поколения таких детей, привыкшие к городу, в поселки обычно уже не возвращаются. В Дудинке есть колледж Таймырский, где учится много детей из числа коренных жителей. Он вполне популярен, и часть его курсов относится к реалиям поселковой жизни.