Вернуться
  Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова
Сабуров Александр Алексеевич, директор института
стратегического развития Арктики
Минчук Олег Викторович, ведущий эксперт института
стратегического развития Арктики
Никифоров Алексей Сергеевич, ведущий эксперт института
стратегического развития Арктики

Ненцы. Транспорт

Транспортная доступность

Территории проживания ненецкого народа в Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах характеризуются низкой плотностью населения и ограниченным развитием транспортной инфраструктуры по сравнению с основной зоной расселения Российской Федерации.

Ненецкий автономный округ не имеет постоянного наземного транспортного сообщения с другими субъектами Российской Федерации. Транспортная схема Ненецкого автономного округа представляет собой водное сообщение в период навигации с июня по сентябрь, наземное сообщение (зимник) в период с января по март без организации регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом и круглогодичное воздушное сообщение. Единственным видом транспорта, осуществляющим круглогодичную транспортную связь с населенными пунктами НАО и соседними субъектами Российской Федерации, является воздушный транспорт. Основная масса грузов доставляется водным транспортом в период навигации.

Ввиду ограниченного развития автомобильного и железнодорожного транспорта в Ямало-Ненецком автономном округе за счет средств окружного бюджета и бюджетов муниципальных образований для жителей населенных пунктов и отдаленных национальных сел автономного округа (в том числе не имеющих круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования) организованы регулярные пассажирские перевозки водным и воздушным транспортом по межмуниципальным и внутримуниципальным маршрутам по льготным тарифам.

Ключевыми вызовами в сфере транспортного сообщения на территориях традиционного проживания ненцев являются:

  • Сложные климатические условия (низкие температуры, обильные осадки, ветер и др.) и особенности природного ландшафта (заболоченность, обилие водных преград, неустойчивость почвенного состава);
  • Отдаленность населенных пунктов с традиционным проживанием КМНС от окружного и районного центров;
  • Труднодоступность межселенных территорий – мест проживания и ведения традиционной хозяйственной деятельности ненцев, ведущих кочевой образ жизни;
  • Изношенность существующих и нехватка дополнительных объектов транспортной инфраструктуры;
  • Высокая стоимость предоставления услуг сообщения и обслуживания объектов инфраструктуры, нерентабельность осуществления пассажирских и грузовых перевозок и, как следствие, необходимость предоставления субсидий из окружного и районного бюджетов на возмещение расходов перевозчикам

Подробная информация о транспортной доступности отдельных населенных пунктов представлена в таблице.

Таблица. Транспортная доступность населенных пунктов – мест проживания ненецкого народа

 
Населенный пункт Автодорожный транспорт. Наличие инфраструктуры и регулярного сообщения с другими населенными пунктами. Сезонность. Железнодорожный транспорт. Наличие инфраструктуры и регулярного сообщения с другими населенными пунктами. Авиатранспорт. Наличие инфраструктуры и регулярного сообщения с другими населенными пунктами. Водный транспорт. Наличие инфраструктуры и регулярного сообщения с другими населенными пунктами. Сезонность

НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
г. Нарьян-Мар[1] Грузы для жизнедеятельности округа довозятся по железной дороге до ст. Усинск, оттуда доставляются на терминал «Пижма» и далее следуют по автодороге до ближайшего населенного пункта Харьяга. Из Харьяги грузы доставляются в г.Нарьян-Мар и на геолого-разведывательные базы по «зимним» автодорогам и рекам.

На сегодняшний день строится участок автомобильной дороги Нарьян-Мар - Усинск и далее на Печору и Ухту и далее на автодорожную сеть страны.
отсутствует Важнейшую роль в транспортном обслуживании населения «Городской округ «Город Нарьян-Мар» играет авиационный транспорт. Он является единственным видом транспорта, осуществляющим круглогодичную связь с другими городами страны.

Авиаотряд г. Нарьян-Мара обслуживает около 30 населенных пунктов на территории округа по местным воздушным линиям. Данный вид услуг предоставляется ОАО «Нарьян - Марский Объединенный авиаотряд». Собственный парк машин авиаотряда состоит из самолетов АН-2, вертолетов МИ-8Т и МИ-8 МТВ-1, МИ-8ТП и используется для местных авиаперевозок.

Пассажирское сообщение с другими городами осуществляется авиакомпаниями – «Нордавиа» и «Ю-тейр». Выполняются авиарейсы рейсы в Москву, Санкт-Петербург, Архангельск, Киров, Сыктывкар. Усинск.
Водный транспорт обеспечивает в период навигации северный завоз грузов по Северному морскому пути судами смешанного плавания “река-море” в Архангельск и по р. Печора с перевалкой на железнодорожной станции Усинск и станции Печора на Северной железной дороге. Основные виды водного транспорта - морской транспорт и речной транспорт.

По водным артериям г.Нарьян-Мар имеет связь с крупным морским портом Архангельск. Морским транспортом осуществляется доставка грузов в Нарьян-Мар и в прибрежные населенные пункты НАО, не имеющие автодорожного сообщения

Гарантированное судоходство с населенными пунктами Округа и Республики Коми осуществляется по р. Печора до Вуктыла в республике Коми на протяжении 1013 км, по притоку р.Уса до базового города нефтяников и ж.д. тупиковой станции Усинск, по притоку Ижма и др.

Грузы в населенные пункты округа завозятся по р.Печоре и по малым рекам. По реке Печоре осуществляется связь г.Нарьян-Мар с железнодорожным узлом г.Печора на Северной железной дороге.

Пассажирские пригородные перевозки речным транспортом осуществляются ко всем населенным пунктам, расположенным на р. Большая Печора и ее притоках по маршрутам на Тельвиска, Лабожское, Нельмин Нос, Макарово, Каменка и др.
пгт Искателей[2] Населенный пункт связан с г. Нарьян-Мар автомобильной дорогой круглогодичного действия (регионального значения). Связь с другими регионами страны осуществляется посредством аэропорта в г. Нарьян-Мар. Связь с городом осуществляется как личным транспортом, так и маршрутами общественного транспорта
деревня Андег[3] отсутствует отсутствует В межнавигационный период сообщение с Нарьян-Маром осуществляется вертолетным транспортом по заявке МО. В летний период сообщение с Нарьян-Маром осуществляется теплоходом.
село Несь, деревня Чижа[4] отсутствует отсутствует На территории Канинского сельсовета на сегодняшний день развит воздушный транспорт (как основной вид транспорта - летные поля (в с.Несь, д.Чижа) отсутствует
посёлок Усть-Кара[5] Зимник до г. Воркуты Республики Коми наземным транспортом (продукты питания, товары первой необходимости)[6] отсутствует Воздушный транспорт представлен летным полем и вертолетной площадкой. отсутствует
посёлок Бугрино отсутствует отсутствует пассажирские перевозки выполняются воздушным транспортом (вертолет МИ-8) В период навигации груз доставляется морским путем
посёлок Нельмин-Нос[7] отсутствует отсутствует На территории Малоземельского сельсовета на сегодняшний день развит воздушный транспорт (как основной вид транспорта - вертолетная площадка в п. Нельмин-Нос). В летний период сообщение с Нарьян-Маром осуществляется теплоходом и перевозками ИП. В зимний и межнавигационный период – судном на воздушной подушке [8].
деревня Ома, деревня Снопа[9] отсутствует отсутствует На территории Омского сельсовета на сегодняшний день развит воздушный транспорт (как основной вид транспорта - летные поля имеются во всех населенных пунктах). отсутствует
село Нижняя Пеша[10] На территории населенных пунктов имеются следующие участки автомобильных дорог общего пользования местного значения:
- с.Нижняя Пеша:
- внутрипоселковая дорога с.Нижняя Пеша – 5592 м;
- автомобильная дорога «с.Нижняя Пеша – причал Пеша» - 1540 м;
отсутствует На территории Пешского сельсовета на сегодняшний день развит воздушный транспорт (как основной вид транспорта - летные поля имеются во всех населенных пунктах) отсутствует.
Посёлок Амдерма[11] отсутствует отсутствует Воздушный транспорт представлен аэропортом Амдерма. Размеры бетонной взлетно-посадочной полосы составляют 2600м и шириной 50м. Класс аэродрома - IV, что позволяет принимать самолеты 3-4 класса АН-24, АН-26, АН-30, ЯК-40, Л-410 и вертолеты всех типов.
В настоящее время работа аэропорта осуществляется только в светлое время суток из-за несоответствия светополосы современным требованиям.

Вторым морским портом в Ненецком автономном округе является порт Амдерма, который функционирует в период летней навигации, с июля до начало октября. К причалам могут подойти только буксиры и самоходные баржи с осадкой не более 2-3 метров, поэтому погрузка и выгрузка транспортных судов осуществляется на рейде.
посёлок Красное[12] П.Красное связан с г.Нарьян-Мар автомобильной дорогой круглогодичного действия (регионального значения). Отсутствует На территории Приморско-Куйского сельсовета на сегодняшний день развит воздушный транспорт (как основной вид транспорта - вертолетные площадки имеются во всех населенных пунктах). Отсутствует
посёлок Хонгурей[13] Ближайший крупный населенный пункт г.Нарьян-Мар. Дорог нет. Сообщение летом – речным транспортом, в распутицу – авиацией, зимой – снегоходы «Буран», вездеход.
посёлок Выучейский, поселок Индига[14] Отсутствует Отсутствует На территории Тиманского сельсовета на сегодняшний день развит воздушный транспорт. Имеется воздушное сообщение с Нарьян-Маром (самолет Ан-2)[15] В период с июня по октябрь транспортное сообщение осуществляется рейсами речного транспорта. Стоянка судов осуществляется на пристани, которая требует реконструкции, так же необходимо создание портовых сооружений
посёлок Хорей-Вер[16] Отсутствует Отсутствует На территории Хорей-Верского сельсовета на сегодняшний день развит воздушный транспорт (как основной вид транспорта - летные поля имеются во всех населенных пунктах). В п.Хорей-Вер расположено два летных поля - в северной и южной части населенного пункта. Имеется воздушное сообщение с Нарьян-Маром [17] Отсутствует
посёлок Харута[18] В зимний период поддерживаются зимние дороги: от п. Харута до г. Инта РК, не удовлетворительно от п. Харута до зимней дороги ОАО «Северная нефть», с выходом г. Усинск РК, состояние зимника в хорошем состоянии, содержанием занимается МП ЗР «Севержилкомсервис»[19]. Отсутствует На территории Хоседа-Хардского сельсовета на сегодняшний день развит воздушный транспорт (как основной вид транспорта - летное поле расположено на севере поселка Харута).

Авиарейсы по маршруту Нарьян – Мар – Харута самолетом АН – 2 рейса. Прямой рейс по вторникам, по четвергам Нарьян – Мар – Хорей – Вер – Харута [20].

Сообщение с г. Инта Республика Коми в летний период по вторникам вертолетам МИ-8 (по расписанию).
Отсутствует
деревня Кия[21] Отсутствует Отсутствует На территории Шоинского сельсовета на сегодняшний день развит воздушный транспорт (как основной вид транспорта - летное поле в с. Шойна и вертолетная площадка в д.Кия). Отсутствует
посёлок Варнек, поселок Каратайка[22] Отсутствует Отсутствует На территории Юшарского сельсовета на сегодняшний день развит воздушный транспорт (как основной вид транспорта - вертолетная площадка в п.Варнек и летное поле в п.Каратайка).

Авиасообщение:
Нарьян-Мар- Каратайка.
9 - среда
Воркута-Каратайка-Воркута:
2 раза в месяц: июнь, июль, август[23]

Авиасообщение:
Нарьян-Мар- Варнек.
9 - понедельник
Морской транспорт в период навигации-
август- сентябрь (без пассажиров)[24]

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
Город Надым[25] Через г. Надым проходит автомобильная дорога Сургут-Салехард[26]. В северо-восточной части муниципального образования «Надымский район» проходит однопутная неэлектрифиципрованная железнодорожная линия Новый Уренгой -Пангоды - Надым-Пристань (непассажирская). Город Надым связан воздушным транспортом с городами Москва, Тюмень, Новый Уренгой, Уфа, Самара, Советский, Салехардом, Санкт-Петербург, Сочи, Нижнекамск, Новосибирск, Екатеринбург Водный транспорт на территории Надымского района функционирует только в период навигации (с мая по сентябрь). Судоходными водными путями располагают г. Надым, п. Ямбург, с. Ныда, с. Кутопьюган. В административном центре муниципального округа г. Надыме действует речной порт, расположенный на обоих берегах р. Надым.

Село Ныда, Село Кутопьюган, Село Нори С конца декабря – начала января по апрель в Надымском районе действуют автозимники. Они являются единственной автомобильной связью для с. Ныда, с. Нори, с. Кутопьюган Отсутствует из аэропорта Салехард и Надым осуществляется вертолётное сообщение с населёнными пунктами Надымского района
г. Тарко-Сале[27] П. Тарко-Сале соединен с автомобильной дорогой Сургут – Салехард. В муниципальном округе Пуровский район действуют междугородные маршруты: Тарко-Сале – п. Уренгой, Тарко-Сале – Харампур, Тарко-Сале – Пурпе. Отсутствует Населенные пункты г. Тарко-Сале и п.г.т. Уренгой имеют аэропорты с грунтовыми взлетно-посадочными полосами и обслуживаются турбовинтовыми воздушными судами. Внешняя связь осуществляется рейсами Тарко-Сале – Салехард, Тарко-Сале – Тюмень

Посадочная площадка для вертолетов.
Судоходство осуществляется по р. Пур по маршруту Пурпе – Тарко-Сале – Уренгой – Самбург
п. Уренгой[28] В муниципальном округе Пуровский район действуют междугородные маршруты: Тарко-Сале – п. Уренгой Отсутствует Населенные пункты г. Тарко-Сале и п.г.т. Уренгой имеют аэропорты с грунтовыми взлетно-посадочными полосами и обслуживаются турбовинтовыми воздушными судами.

Посадочная площадка для вертолетов
Судоходство осуществляется по р. Пур по маршруту Пурпе – Тарко-Сале – Уренгой – Самбург
п. Ханымей[29] П. Ханымей соединен с автомобильной дорогой Сургут – Салехард Через поселок Ханымей проходит железнодорожная линия Новый Уренгой – Ноябрьск. Отсутствует Отсутствует
с. Самбург[30] Зимняя автодорога "с. Самбург – Заполярное НГКМ" Отсутствует Отсутствует Судоходство осуществляется по р. Пур по маршруту Пурпе – Тарко-Сале – Уренгой – Самбург
с. Халясавэй[31] В целях осуществления регулярного транспортного сообщения с муниципальным образованием с. Халясавэй в зимний период осуществляется проезд по временным дорогам «с. Халясавэй – Водозабор − Ярайнерское м/р», «Подъезд к с. Халясавэй» период эксплуатации которых составляет 3,5 месяцев с 15 января по 30 апреля Отсутствует Посадочная площадка для вертолетов Отсутствует
д. Харампур[32] В муниципальном округе Пуровский район действуют междугородные маршруты: Тарко-Сале – п. Уренгой, Тарко-Сале – Харампур, Отсутствует Посадочная площадка для вертолетов Отсутствует
п. Тазовский[33] Обслуживание населения населенных пунктов массовым пассажирским транспортом осуществляется только в п. Тазовский и в с. Газ-Сале, за счёт автобусных перевозок. Основными недостатками в автотранспортном обслуживании жителей муниципального округа является: нерегулярное движение автобусов на имеющихся маршрутах; недостаток подвижного состава автотранспорта (автобусов); неудовлетворительное состояние дорожных покрытий, большие продольные уклоны на отдельных участках. Отсутствует В районе населенного пункта Тазовский расположены действующие посадочные площадки для вертолетов, принадлежащие АО «ЮТэйр-Инжиниринг» и ООО «Авиационная компания «Ямал».

Регулярное авиасообщение осуществляет ООО «Авиационная компания «Ямал».[34]
Посредством водного транспорта осуществляются грузовые перевозки
с. Гыда[35] Отсутствует Отсутствует Посадочная площадка для вертолетов. Регулярное авиасообщение осуществляет ООО «Авиационная компания «Ямал». Посредством водного транспорта осуществляются грузовые перевозки
с. Антипаюта[36] Отсутствует Отсутствует Посадочная площадка для вертолетов. Регулярное авиасообщение осуществляет ООО «Авиационная компания «Ямал». Отсутствует
с. Находка[37] Отсутствует Отсутствует Посадочная площадка для вертолетов. Регулярное авиасообщение осуществляет ООО «Авиационная компания «Ямал». Посредством водного транспорта осуществляются грузовые перевозки
с. Газ-Сале[38] Обслуживание населения населенных пунктов массовым пассажирским транспортом осуществляется только в п. Тазовский и в с. Газ-Сале, за счёт автобусных перевозок. Основными недостатками в автотранспортном обслуживании жителей муниципального округа является: нерегулярное движение автобусов на имеющихся маршрутах; недостаток подвижного состава автотранспорта (автобусов); неудовлетворительное состояние дорожных покрытий, большие продольные уклоны на отдельных участках. Отсутствует Посадочная площадка для вертолетов. Регулярное авиасообщение отсутствует. Посредством водного транспорта осуществляются грузовые перевозки
Г. Салехард[39] Автомобильная дорога Сургут-Салехард связь с железнодорожной станцией Лабытнанги паромной переправой через реку Обь (летом) и ледовой дорогой (зимой Аэропорт обеспечивает авиасообщение с другими регионами РФ В городе есть речной порт (пассажирское сообщение с Ханты-Мансийском, Омском и посёлками на берегах Обской губы)
г. Лабытнанги[40] Основу сети автодорог составляет автомобильная дорога общего пользования регионального или межмуниципального значения «Лабытнанги – Харп»

Въезд в город со стороны города Салехард осуществляется по паромной переправе через реку Обь

По территории муниципального образования проходит участок железнодорожной линии Обская – Лабытнанги Северной железной дороги.

Данный участок обеспечивает круглогодичную связь с другими городами и выход на железнодорожную сеть.

Вдоль северной границы города от станции Обская проходит железнодорожная линия необщего пользования направления Обская – Бованенково – Карская.
Пассажирские и грузовые воздушные перевозки осуществляются через аэропорт г. Салехард.

Вертолетное сообщение используется преимущественно для перевозок во время межсезонья и отсутствия транспортного сообщения между г. Лабытнанги и г. Салехардом. В последнее время вертолетный вид транспорта на этом маршруте вытесняется суднами на воздушной подушке.
Посредством внутреннего водного транспорта осуществляются грузовые перевозки в городской округ по протоке Выл-Посл. На территории г. Лабытнанги располагается 2 грузовых причала в юго-восточной части, один на берегу протоки Шомапосл, другой на берегу р. Обь, 2 причала, расположенные на берегу протоки Выл-Посл в восточной части города, паромная переправа в юго-восточной части на берегу р. Обь, лодочная станция, расположенная на берегу протоки Выл-Посл в восточной части города.
Село Белоярск[41] автомобильная дорога общего пользования местного значения «Аксарка-Белоярск» (зимник) отсутствует Воздушное сообщение Приуральского района слабо развито. На территории Приуральского района расположено две посадочные площадки для вертолётов, из них одна расположена на межселенной территории района, одна в с. Аксарка. Расположено на судоходном речном пути, имеется причал
Дер. Лаборовая[42] автомобильная дорога общего пользования местного значения от а/д ведомственного значения от г. Лабытнанги до железнодорожного разъезда «Хралов» отсутствует отсутствует
Пос. Щучье[43] отсутствует отсутствует Расположен на судоходном речном пути, имеется причал
Село Аксарка[44] автомобильная дорога «Подъезд к с. Аксарка» от а/д Сургут - Салехард отсутствует Расположено на судоходном речном пути, имеется причал
Село Мужи[45] зимняя автомобильная дорога общего пользования окружного значения Лабытнанги – Мужи – Азовы – Теги отсутствует ООО «Авиационная компания «Ямал» осуществляет перевозку пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам по следующим местным авиалиниям:
Салехард – Шурышкары – Восяхово – Мужи и обратно;
Салехард – Мужи – Горки – Казым-Мыс и обратно;
Салехард – Мужи – Овгорт и обратно;
Салехард – Питляр – Мужи – Горки и обратно;
Салехард – Мужи – Горки – Лопхари и обратно;
Салехард – Мужи – Горки – Азовы и обратно;
Салехард – Мужи и обратно.
Межмуниципальные и межрегиональные пассажирские перевозки внутренним водным транспортом в период навигации осуществляются по следующим маршрутам:
Березово – Салехард – Мужи и обратно;
Салехард – Шурышкары – Мужи и обратно.

Село Мыс Каменный[46] отсутствует отсутствует посадочная площадка регионального значения для вертолётов. Регулярное авиасообщение осуществляет ООО «Авиационная компания «Ямал». Морской терминал в районе пос. Мыс Каменный для отгрузки нефти Новопортовского месторождения.

причал регионального значения
Пос Яптик-Сале[47] отсутствует отсутствует Ведомственная посадочная площадка для вертолётов отсутствует
Село Новый Порт[48] отсутствует отсутствует посадочная площадка регионального значения для вертолётов. ООО «Авиационная компания «Ямал». внутренний речной маршрут: Салехард – Новый Порт – Антипаюта. Основная проблема на сегодня в речном транспорте это повышенный износ материально-технической базы, а также низкий уровень комфортности при перевозке людей.

Порт принимает грузы, доставляемые морским транспортом
Село Панаевск[49] Зимняя автомобильная дорога общего пользования окружного значения Аксарка – Салемал – Панаевск – Яр-Сале отсутствует посадочная площадка регионального значения для вертолётов. ООО «Авиационная компания «Ямал». причал регионального значения
Село Салемал[50] Зимняя автомобильная дорога общего пользования окружного значения Аксарка – Салемал – Панаевск – Яр-Сале отсутствует посадочная площадка регионального значения для вертолётов. ООО «Авиационная компания «Ямал». причал регионального значения
Село Сеяха[51] отсутствует отсутствует посадочная площадка регионального значения для вертолётов. ООО «Авиационная компания «Ямал». причал регионального значения
Село Яр-Сале[52] Зимняя автомобильная дорога общего пользования окружного значения Аксарка – Салемал – Панаевск – Яр-Сале отсутствует посадочная площадка регионального значения для вертолётов. ООО «Авиационная компания «Ямал». внутренний речной маршрут: Салехард – Яр-Сале – Ныда. Основная проблема на сегодня в речном транспорте это повышенный износ материально-технической базы, а также низкий уровень комфортности при перевозке людей.
Пос. Сюнай-Сале[53] Зимняя автомобильная дорога общего пользования местного значения муниципального образования «Яр-Сале – Сюнай Сале» отсутствует Ведомственная посадочная площадка для вертолётов причал
 

 

1. Генеральный план МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар"
2. Генеральный план МО "ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ "РАБОЧИЙ ПОСЕЛОК ИСКАТЕЛЕЙ"
3. Паспорт МО «Андегский сельсовет»
4. Генеральный план МО "КАНИНСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ"
5. Генеральный план МО "КАРСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ"
6. http://karaselsovet.ru/pasport-poseleniya.html
7. Генеральный план МО "МАЛОЗЕМЕЛЬСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ"
8. Паспорт МО «Малоземельский сельсовет»
9. Генеральный план МО "ОМСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ"
10. Генеральный план МО "ПЕШСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ"
11. Генеральный план МО "ПОСЕЛОК АМДЕРМА"
12. Генеральный план МО "ПРИМОРСКО-КУЙСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ"
13. http://www.oksino-nao.ru/main
14. Генеральный план МО "ТИМАНСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ"
15. http://timanselsovet.ru/pasport-poseleniya.html
16. Генеральный план МО "ХОРЕЙ-ВЕРСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ"
17. http://hv-adm.ru/pasport-poseleniya.html
18. Генеральный план МО "ХОСЕДА-ХАРДСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ"
19. http://www.harutanao.ru/pasport-poseleniya.htm
20. http://www.harutanao.ru/pasport-poseleniya.htm
21. Генеральный план МО "ШОЙНСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ"
22. Генеральный план МО "ЮШАРСКИЙ СЕЛЬСОВЕТ"
23. http://adm-yushar.ru/pasport-poseleniya.html
24. http://adm-yushar.ru/pasport-poseleniya.html
25. https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/254631
26. https://karta.yanao.ru/eks/transport\_map
27. https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/260323
28. https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/260323
29. https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/260323
30. https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/260323
31. https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/260323
32. https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/260323
33. https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/248108
34. https://akyamal.ru/product/tarrifs/
35. https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/248108
36. https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/248108
37. https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/248108
38. https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/248108
39. https://salekhard.yanao.ru/activity/8581/
40. https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/216166
41. https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/244645
42. https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/244645
43. https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/244645
44. https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/244645
45. https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/244847
46. https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/241840
47. https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/241840
48. https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/241840
49. https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/241840
50. https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/241840
51. https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/241840
52. https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/241840
53. https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/241840