Вернуться
  Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН
Перевалова Е.В., доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра арктических исследований МАЭ РАН

Ненцы. Окружающее общество и экономика региона

 

Современными драйверами развития регионов проживания ненцев служат проекты промышленной разработки природных ресурсов, прежде всего углеводородных, и государственная геостратегия обновления освоения Российской Арктики, включая навигацию и коммуникацию по Северному морскому пути (не в последнюю очередь ввиду глобального потепления и ослабления ледовитости арктических морей) (Этноэкспертиза на Ямале 2016: 12–13).

 
Караван. Ярсалинская тундра.
Фото А. Головнёва, 2013
 
Остатки буровой.
Фото А. Головнёва, 2013



 

На полуостров Ямал (Ямало-Ненецкий автономный округ) приходится 22% мировых разведанных запасов газа и 85% добычи природного газа в России. Здесь сформировались Бованенковская, Тамбейская и Южная промышленные зоны с растущей транспортной и поселенческой инфраструктурой. С «большой землей» их связывают авиарейсы, морской транспорт и порты (Сабетта), газопроводы, автодороги, однопутная железная дорога Обская–Бованенково (главная транспортно-инфраструктурная магистраль Ямала). Значительная часть железной дороги Обская–Бованенково проходит по водоразделу Карского и Обского бассейнов — хребту Хой — главной дороге ямальских кочевников, по которой они со стадами оленей мигрируют (каслают) от границ леса до морских берегов. Это обстоятельство актуализирует вопрос о конкуренции и сосуществовании двух магистралей, которые служат основаниями своих производственно-экономических систем. Вахтовики, занятые в газодобыче, располагаются в основном в трех крупных вахтовых поселках — Бованенково, Харасавэй и Сабетта. В целом численность вахтовиков на Ямале колеблется сезонно от 6 до 14 тыс. чел., что существенно превышает количество постоянных жителей. В обозримой перспективе «промышленный контингент» на Ямале может вырасти вдвое, достигнув 30 тыс. чел. (Этноэкспертиза на Ямале 2014: 15–31; Головнёв, Куканов, Перевалова 2018: 150).

 
Фирменный поезд «ГазпромТранс» в тундре Ямала.
Фото И. Абрамова, 2013
 
Промбаза Бованенково. Ямал.
Фото И. Абрамова, 2013



 

Таймыр (Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район Красноярского края) — один из самых ресурсно богатых регионов России: на его территории сосредоточены запасы платины, платиноидов, кобальта, медно-никелевых руд, импактных технических алмазов, угольного угля. Главным разработчиком недр на полуострове является ГМК «Норникель». Труднодоступность Таймыра долгое время способствовала сохранению его природных ресурсов. Арктическая пустыня полуострова служила спасительным укрытием для диких северных оленей. Сегодня доля добывающей промышленности (добыча угля, сырой нефти и газа) в структуре промышленного производства Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района составляет 32,6 %. Основные виды деятельности сельских и промысловых хозяйств — оленеводство, рыболовство и охотничий промысел. По состоянию на 01.01.2021 г. поголовье северных домашних оленей составило 121 251, наблюдается тенденция к сокращению поголовья (Отчет 2021). Вместе с тем в последние годы Таймыр заявляет о себе как о новом масштабном нефтяном кластере Арктики. Здесь уже работают более 40 добывающих компаний (преимущественно группа компаний НК «Роснефть»). Планируется строительство порта Бухта Север с нефтеналивным терминалом и нефтепровода протяженностью 770 км. В транспортной инфраструктуре большую роль играет воздушный и водный (морской и речной) транспорт. Аэропорт Норильск (Алыкель) связывает Таймыр с Красноярском и регионами РФ. Дудинский морской порт — один из крупнейших морских и речных портов Сибири. Вблизи северной границы Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района проходит трасса Северного морского пути Мурманск — Диксон — Хатанга — Тикси — бухта Провидения.

 
Инфраструктура ямальской газодобычи
(Головнёв, Куканов, Перевалова 2018: 151)



 

Ненецкий автономный округ также обладает большими запасами нефти и газа (Тимано-Печорская нефтегазоносная провинция занимает 4-е место по запасам нефти в России). Открыто 83 месторождения углеводородного сырья: 71 нефтяное, 6 нефтегазоконденсатных, 1 газонефтяное, 4 газоконденсатных и 1 газовое. В сельском хозяйстве развито молочное скотоводство, оленеводство. В 1990 г. в автономном округе было 191,5 тыс. оленей, в 2000 г. — 136,4 тыс., в 2010г. — 165,6 тыс. По состоянию на 1 января 2011 г., сельхозпредприятиям принадлежало 70 % оленьего поголовья округа (Север и северяне 2012: 260, 262). На оленьи пастбища приходится 13 202,2 тыс. га (74,67 %). Негативное влияние на тундру оказали геологоразведочные работы, в результате которых, начиная с 1960-х годов, нарушено более 200 тыс. га оленьих пастбищ. Ещё большие площади — пастбищ значительно истощены и нарушены неумеренным выпасом оленей в 1980-х — первой половине 1990-х гг.

 
Порт. Дудинка. Таймыр.
Фото Ю. С. Коньковой, 2021
 
Ненецкое стойбище Тыхяха. Таймыр.
Фото Т.С. Киссер, 2021



 

Развитие индустрии на Кольском полуострове (Мурманская область) связано с разработкой полезных ископаемых. Предприятия горнодобывающей и горно-перерабатывающей промышленности, среди которых такие гиганты как ГОК «Апатит», Кандалакшский алюминиевый завод, Кольская горно-металлургическая компания, сетью раскинулись по полуострову. Транспортную сеть образуют железнодорожная магистраль Санкт-Петербург–Мурманск и автодороги. Аэропорты Мурманска и Апатитов связывают Кольский полуостров с отдаленными населенными пунктами области, городами России и зарубежных стран. Крупнейший порт и единственная незамерзающая глубоководная гавань в российской Арктике, Мурманск сочетает в себе функции главной базы Северного морского пути и Северного флота, форпоста геополитики России на севере Европы и центра рыбной промышленности Баренц-региона. В этом плотном индустриальном кольце Ловозерский район (площадь 53 тыс. кв. км, 1/3 территории Мурманской области; численность населения — 11 тыс. чел.), где сохраняется оленеводство, выглядит пасторальным оазисом. Однако и его не миновала доля промышленного развития: оленеводство и животноводство соседствуют здесь с горнорудными разработками. Приграничное положение региона и развитая транспортная инфраструктура создают хорошие условия для внутреннего распределения и экспортирования сельхозпродукции продукции (Головнёв, Куканов, Перевалова 2018: 262–265).

 

Источники:
Головнёв А. В., Куканов Д. А., Перевалова Е. В. Арктика: атлас кочевых технологий. СПб., 2018. 352 с. (стр. 216-237).
Этноэкспертиза на Ямале / Головнёв А. В., Лезова С. В., Абрамов И. В., Белоруссова С. Ю., Бабенкова Н. А. Екатеринбург, 2014.