Вернуться

Айваседа, Юрий Кылевич

 

Айваседа, Юрий Кылевич

 

Вэлла (настоящее имя — Айваседа) Юрий Кылевич (18.03.1948–12.09.2013) — потомок лесных ненцев, пришедших на р. Аган с Пура во время Казымского восстания, родился на стойбище близ д. Варьёган (Нижневартовский р-н ХМАО). Писатель, поэт — писал на русском, хантыйском и ненецком лесном языке.

Окончил Новоаганскую вечернюю среднюю школу и Литературный институт им. А. М. Горького. Был охотником, рыбаком, печником, звероводом, заведующим красным чумом, секретарем комсомольской организации, воспитателем в интернате, председателем сельского Совета. Один из активных членов общественной организации «Спасение Югры», руководитель Союза оленеводов-частников ХМАО; лауреат ряда литературных премий, член Союза писателей России. При жизни опубликовал книги «Вести из стойбища», «Белые крики», «Охота на лебедей», «Триптихи», «Поговори со мной: Книга для ненецкого студента и для того, кто хотел бы послушать ненецкую душу», «Земля Любви: диалоги». Его стихи переводились на английский, венгерский, французский, эстонский языки. Поэт, публицист, народный философ, реформатор и талантливый организатор, он немало лет посвятил созданию разных форм самоуправления и презентации этничности. В конце 1980 х гг. в родном Варьёгане Юрий Вэлла создал один из лучших муниципальных музеев .

Убедившись в тщетности попыток реформаторства, в 1992 г. Юрий Вэлла купил оленей и уехал с семьей жить на стойбище. Возращение к истокам стало ответом советскому детству и юности, лишивших коренные народы связи с традиционной культурой, но главная причина возвращения — олень. Осев на своих угодьях, Юрий Вэлла создал свою модель мироустройства, где нашлось место и традиции, и новации. В его таежной вотчине был запущен Интернет и другие технологические достижения, которые не всегда можно увидеть в национальных поселках. На его родовом стане действовала единственная в Югре стойбищная школа «На Тюйтяхе». Для детей лесных ненцев Юрий Кылевич придумал азбуку и написал букварь. Гражданская позиция поэта-реформатора заключалась в желании доказать, что можно быть современным человеком, проживая на стойбище.

Однако из-за самовольных захватов земель и перекраивания границ родовых угодий постоянно возникали конфликты с нефтяниками и охотоведами. Один из рассказов 1990-х гг. Юрий Вэлла назвал «Олень президента». В нем заключена философия отношений этничности (в лице ненца-оленевода) и власти (в лице президента). Человек с «оленьим мышлением» лелеял надежду, что «президентского оленя» никто не посмеет тронуть, и его подарок первому лицу государства станет оберегом для его личного стада (см. Новикова 2002: 133–146; Перевалова 219: 295–298).

Для высказывания свой позиции Ю. К. Вэлла использовал не только «слово», но открытые акции протеста, прямые обращения к губернатору и президенту. На своем стойбище он принимал первых лиц государства и видных политических деятелей, представителей общественности и студентов. В сентябре 2013 г. Ю. К. Вэлла, борец-одиночка за право жить на земле предков и заниматься исконным промыслом, умер, оставив в наследство своему народу несколько десятков книг.

Источники:
Олень всегда прав / отв. ред. Н. И. Новикова. М.: ИД «Стратегия», 2003. 320 с.
Перевалова Е. В. Обские угры и ненцы Западной Сибири: этничность и власть. СПб.: МАЭ, 2019.
Статья "Писатели Севера: Юрий Вэлла" на Park72.ru