Вернуться
  Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН
Перевалова Е.В., доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра арктических исследований МАЭ РАН

Ненцы. Образ жизни и система жизнеобеспечения

 

Ненцы — исконные обитатели Арктики, и их культура вобрала в себя технологии многовековой адаптации к условиям тундры. Ненецкая культура изначально оленная, начиная с тех времен, когда предки ненцев охотились на дикого оленя. Истребление дикого оленя дало толчок к наращиванию домашнего поголовья оленей (от нескольких до 100 и более голов).

 




 

Основным очагом зарождения (XIV–XVI вв.) и развития (XVII–XIX вв.) самодийского оленеводства считается Северный Урал. Сначала прирученный олень приобрел значение транспорта, ценного товара, средства ведения войн и доминирования. Радикальным сдвигом стала «оленеводческая революция», прокатившаяся в XVII–XVIII вв. по всей Северной Евразии и превратившая охотников на дикого оленя в оленеводов. Причины этой революции одни исследователи видят в похолодании климата, способствовавшем бурному росту поголовья домашних стад (Krupnik 1993: 165–169), другие — в российской колонизации, вызвавшей рост миграционной подвижности, тундровые войны, захват оленьих стад и «бегство в оленеводы» (отход в отдаленные тундры ради сохранения независимости) (Головнёв 2004: 71–94). Позднее оленеводство стало крупностадным и превратилось в доминанту экономики тундры. Окраинные группы тундровых самоедов, рассредоточенные по побережьям морей и крупных рек, по-прежнему занимались промыслом морского зверя, охотой и рыболовством, находясь в торгово-обменных отношениях с оленеводами.

 
Кочевье. Ярсалинская тундра, 2017



 

Сегодня примерно 40 % ненцев занимаются разведением оленей и ведут кочевой образ жизни (понятия «самоед» и «оленевод» звучат едва ли не как синонимы). Оленеводство считается этносохраняющей отраслью.

 
Оптимальное стадо. Ямал
(Головнёв, Куканов, Перевалова 2018: 163)



 

Традиционное ненецкое оленеводство характеризуется значительным размером стад (от 200–300 до 2000–3000), меридиональной системой кочевания с определенными маршрутами и частыми перекочевками, круглогодичным окарауливанием стад с использованием собаки-оленегонки. Тундровые ненцы ведут кочевой образ жизни, двигаясь со стадами от границы леса (зимой) до побережья арктических морей или в горные тундры (летом). Годичная протяженность маршрутов достигает 1000–1500 км. Длительность стоянки, в зависимости от состояния пастбищ и численности стада, составляет от нескольких дней (весной и осенью) до 2–3 недель (зимой). Стойбища разрастаются летом до 6–9 домохозяйств-чумов (для окарауливания объединенного стада) и разделяются на зимнее полугодие. В среднем семья и/или бригада совершает до 100 и более перекочевок в год, длина перекочевки в среднем составляет от 5 до 20 км.

 
Инфраструктура ямальского оленеводства
(Головнёв, Куканов, Перевалова 2018: 159)



 

Главным средством кочевья (не считая людей и оленей) является нарта (хан) и нартенный караван (мюд, аргиш), основным элементом стойбища — чум (мя). Караван ведет глава (ерв) кочевья. За ним следуют аргиши взрослых членов семьи, состоящие из 6–9 грузовых нарт. Общий караван семьи может включать 4–5 аргишей. Когда стойбище, состоящее из нескольких чумов, преобразуется в кочевье, нить каравана растягивается от горизонта к горизонту, иногда на несколько километров. Вместе с караваном людей движется стадо оленей, без которого кочевье лишено движущей силы и смысла. На стойбище чумы выстраиваются легкой дугой входами на восход; все нарты сгруппированы в определенном порядке вокруг своих чумов и обращены носами в ту же сторону. Этой структурой все ненецкие стойбища похожи друг на друга (Головнёв, Куканов, Перевалова 2018: 158–197).

 
Стойбище. Ярсалинская тундра, 2017



 

Хозяйство лесных ненцев ввиду ограниченности торговых контактов долгое время сохраняло архаичные черты. Рыболовство, являвшееся одной из главных отраслей, осуществлялось посредством запорных сооружений на небольших реках, сетевого и неводного лова на проточных озерах. Важное значение имела охота: в осенне-зимний период на дикого оленя и лося посредством засек или загоном; осенью, весной и летом — на боровую и водоплавающую дичь. Для добычи пушного зверя (соболя, лисицы, росомахи) применяли капканы, черканы и слопцы, белку промышляли с помощью лука и стрел. Оленеводство лесных ненцев отличается небольшим размером стад (от 10 до 300 голов), незначительной протяженностью (200–300 км) круговых миграций, полувольной системой выпаса с использованием деревянных коралей и дымокуров летом, деревянных ножных колодок — весной. Домашние олени обеспечивали транспортные нужды и, частично, потребности в пище и сырье. Стойбища лесных ненцев редко превышают 1–2 домохозяйства.

 

Источники:
Головнёв А. В. Кочевники тундры: ненцы и их фольклор. Екатеринбург, 2004.
Головнёв А. В., Куканов Д. А., Перевалова Е. В. Арктика: атлас кочевых технологий. СПб., 2018. 352 с.