Вернуться


  Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН
Перевалова Е.В., доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра арктических исследований МАЭ РАН

Ненцы. Общие сведения о народе

Общая численность ненцев, согласно Всероссийской переписи населения 2020 г., составляет 49 787 чел. (23 521 муж. и 26 266 жен.).

Территориально ненцы делятся на европейских и азиатских (сибирских). Европейские ненцы проживают в Ненецком автономном округе (7504 чел.), Мезенском, Лешуконском и Приморском районах Архангельской области (8020 тыс. чел.), незначительная их часть — в северных районах Республики Коми (503 чел.), Ловозерском районе Мурманской области (149 чел.) и Санкт-Петербурге (109 чел.). Сибирские ненцы расселены преимущественно в Ямало-Ненецком автономном округе (29772 чел.) и Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края (3633 чел.). Лесные ненцы (около 1,5 тыс. чел.) проживают на пограничье Ямало-Ненецкого (Пуровском и Надымском районах) и Ханты-Мансийского (Белоярском и Сургутском районах) автономных округов (Всероссийская перепись 2010).

НЕНЦЫ — коренной малочисленный народ Российского Севера. По самобытности языка и культуры ненцы делятся два самостоятельных сообщества — тундровых и лесных. Тундровые ненцы расселены на обширном пространстве Севера Евразии от Кольского полуострова на западе до Таймыра на востоке. Лесные ненцы населяют северную тайгу в бассейне реки Пур и на плато Нумто, от верховьев рек Казым, Надым, Пим до верховьев Агана.

Ненцы относятся к самодийской группе народов уральской языковой семьи. Помимо ненцев в эту группу входят энцы (низовья Енисея), нганасаны (п-ов Таймыр) и селькупы (бассейны рек Таз, Турухан, Нарымское Приобье). К народам самодийского происхождения причисляются также южносибирские койбалы, сояты (сойты), маторы, тубинцы, камасинцы и карагасы (Саяно-Алтайское нагорье).Н

Ненецкий язык разделяется на тундровый и лесной диалекты (иногда их считают самостоятельными языками). Тундровый диалект состоит из колгуевского, канинского, тиманского, малоземельского, большеземельского говоров, объединяемых в западную группу, и приуральского, ямальского, надымского, тазовского и таймырского говоров, обособляемых в восточную группу. В лесном диалекте выделяются пуровский, ляминский и нялинский говоры (Терещенко 1966: 394). Площадь распространения ненецкого языка достигает 1 млн. кв. км.: от устья Северной Двины вдоль берегов Ледовитого океана, охватывая п-ов Канин, Малоземельскую и Большеземельскую тундры, Полярный Урал, п-ов Ямал, тундры Обской губы, северную тайгу плато Нумто и бассейна Пура, п-ов Гыдан, тундры устья Енисея. При этом ненецкий язык, за исключением лесного диалекта, обнаруживает настолько незначительную внутреннюю дифференциацию, что ненец с Таймыра без труда понимает ненца с Канина. В диалекте (языке) лесных ненцев, распространенном на площади около 50 тыс. кв. км, различия между говорами глубже, он сильно отличается от тундрового и в ряде отношений ближе к энецкому языку (Головнёв 1995: 71–73; Головнёв 2004: 13–14).

Ненцы относятся к уральской контактной малой расе, для представителей которых характерно сочетание антропологических признаков, присущих как европеоидам, так и монголоидам (понижение доли монголоидности наблюдается с востока на запад). У лесных ненцев выраженность монголоидного комплекса невысокая. Своеобразие присущего ненцам комплекса антропологических особенностей свидетельствует об автохтонном происхождении народа в циркумполярном регионе (Этнография и антропология Ямала 2003: 200, 358–259; Народы Западной Сибири 2005: 388–392).

О происхождении северосамодийских народов до сих пор не утихают споры. Согласно гипотезе Фишера-Кастрена, северные самодийцы сформировались в результате продвижения самодийских племен из районов Южной Сибири (предгорий Алтая и Саян) на север в таежные и тундровые районы Заполярья (Фишер 1774; Castren 1853; 1856). В работах Г.Н. Прокофьева (1928; 1940), Б.О. Долгих (1970), Л.В. Хомич (1976, 1995), В.И. Васильева (1979) эта точка зрения дополнена обоснованием двухкомпонентности этнического состава ненцев и родственных им народов в результате смешения южных мигрантов-самодийцев и немногочисленного автохтонного населения приполярной зоны. Другая концепция, высказанная впервые Ф.И. Страленбергом (Strahlenberg 1730), наоборот, определяет северных самодийцев как автохтонов северного Приуралья, а движение древне-самодийских племен направленным с запада на восток, за Урал, а затем с севера на юго-восток вплоть до Алтая и Саян. Точка зрения об изначальном формировании ненцев и других самодийцев в области Северного Урала высказана А.В. Головнёвым (Головнёв 2004: 17–24), что подтверждается археологическими открытиями последних лет (Головнёв 1998; Фёдорова 2000).

Самоназвания ненцев — ненэц’, хасава (тундровый диалект) и нещанг (лесной диалект) означают «человек, мужчина». Этноним ненэц’ используется в сочетании с определением ненэй или ненэй ненэц’ — букв. «настоящий человек». Своих лесных сородичей тундровые ненцы называют пян-хасава («лесной человек») или Пяками (по названию самого многочисленного рода). В русских летописях и документах тундровые ненцы известны как «самоядь», «самоеды» и «юраки», лесные ненцы — «кунная» (казымская) самоядь. Название «самоед» как этноним для группы родственных народов возникло в русском языке. Вероятнее всего, оно происходит от саамского самэ-еднэ — «земля саамов, земля людей». По мере проникновения русских людей вглубь Сибири, это название распространилось на народы, родственные ненцам по языку и культуре. Существовала также народная трактовка названия самоед — «себя-едящие» или «друг друга едящие» (Долгих 1952: 6; Головнёв 1988: 101; 1998).

 

 
Кочевники (ненцы). Ямал, 1996.
Фото А. Головнева
 
Девочки из рода Белооленных. Ямал, 2013.
Фото А. Головнёва

 

Сегодня Ненецкий автономный округ (площадь — 176810 кв. м, плотность населения — 0,25 чел. / кв. км, административный центр — Нарьян-Мар), Ямало-Ненецкий автономный округ (площадь — 769250 кв. м, плотность населения — 0,7 чел. / кв. км, административный центр — Салехард) и Таймырский Долгано-Ненецкий район Красноярского края (площадь — 769250 кв. м, плотность населения — 0,7 чел. / кв. км, административный центр — Дудинка), расположенные в центре евразийской Арктики, занимают ключевые позиции в циркумполярной коммуникации. Среди коренных малочисленных народов России ненцы — лидеры по использованию родного языка (им владеют 75 % ненцев в местах традиционного расселения) и опыту успешного сохранения потенциала собственной этнической культуры «на душу населения» (оригинальная религия, мифология, кочевой оленеводческий культурно-хозяйственный комплекс) (Головнёв 2012: 9–10).

Источники:
Васильев В. И. Проблемы формирования северосамодийских народностей. М., 1979.
Головнёв А. В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург, 1995.
Головнёв А. В. Древний Ямал в контексте мифологии и археологии // Этнографическое обозрение. No 2. 1998. С. 101–115.
Головнёв А. В. Кочевники тундры: ненцы и их фольклор. Екатеринбург, 2004.
Головнёв А. В. Этничность: устойчивость и изменчивость (опыт Севера) // ЭО. 2012. No 2. С. 3‒12.
Головнёв А. В. Югра и самоядь // Сибирь в панораме тысячелетий: материалы междунар. симпозиума. Новосибирск: ИАиЭ СО РАН, 1998. Т. 2. С. 133–144.
Долгих Б. О. Очерки по этнической истории ненцев и энцев. М., 1970.
Долгих Б. О. Происхождение нганасанов // ТИЭ, н. с. М.; Л., 1952. Т. 18. С. 5–87.
Народы Западной Сибири. Ханты. Манси. Селькупы. Ненцы. Энцы. Нганасаны. Кеты. М., 2005.
Прокофьев Г. Н. Остяко-самоеды Туруханского края // Этнография. 1928. No 2. С. 96–103.
Прокофьев Г. Н. Этногония народностей Обь-Енисейского бассейна // СЭ. 1940. No 3. C. 67–76.
Терещенко Н. М. Ненецкий язык // Языки народов СССР. Т. 3. М., 1966.
Фёдорова Н. В. Олень, собака, кулайский феномен и легенда о сихиртя // Древности Ямала. Вып. 1. Екатеринбург; Салехард, 2000. С. 54–66.
Фишер И. Е. Сибирская история. СПб., 1774.
Хомич Л. В. Ненцы. СПб.: Русский Двор, 1995.
Хомич Л. В. Проблемы этногенеза и этнической истории ненцев. Л., 1976.
Этнография и антропология Ямала / Г. А. Аксянова, А. Н. Багашов, А. А. Богордаева и др. Новосибирск, 2003.
Castrén M. A. Reiseerinnerungen aus den Jahren 1838–1844. St. Petersburg, 1856.
Castrén M. A. Reiseberichte und Briefe aus den Jahren 1845–1849. St. Petersburg, 1856.
Strahlenberg Ph. I. Das Nord- und Ostliche Theil von Europa und Asia. Stockholm. 1730.