Вернуться

Давыдов В.Н.

кандидат социологических наук, PhD,

заместитель директора по научной работе МАЭ РАН

Нанайцы. Социальная ситуация и проблемы

 

До конца 1950-х гг. нанайцы работали в основном в рыболовецких колхозах и занимались добычей рыбы. С началом укрупнения колхозов занятость в традиционных отраслях резко сократилась. Многие вынужденно перешли на работу в сферу промышленного производства и сельского хозяйства. Происходило формирование национальной интеллигенции – среди нанайцев появились ученые, писатели, художники, учителя, врачи и другие специалисты (История и культура нанайцев 2003: 6-7). На протяжении советского строительства нанайцы освоили новые условия жизни, в которые они встроили прежний опыт коммуникаций и организацию жизненного пространства (Мальцева 2018: 164).

В начале 1990-х гг. произошла реорганизация хозяйственной структуры: появились национальные предприятия, общинные и родовые хозяйства. Нанайцы Хабаровского края создали в общей сложности более 40 хозяйствующих субъектов, которые занимались в основном рыболовством (История и культура нанайцев 2003: 8).

Кризис традиционных отраслей хозяйства, проблемы периода становления рыночных отношений привели к обострению этносоциальной обстановки в районах проживания нанайцев. Одна из наиболее острых проблем для коренного населения – безработица. Например, в 1999 г. безработными были 42 % нанайцев (Там же). Серьезной проблемой постсоветского периода стало разрушение производственной и социальной инфраструктуры в национальных селах. Были закрыты многие сельские производства – цеха по обработке рыбы, предприятия бытового обслуживания и т. п. Снизился уровень жизни населения, ухудшилось качество медицинского обслуживания. Падала рождаемость, росла смертность. В 1990-е гг. естественный прирост населения у отдельных групп нанайцев сократился в 5-6 раз. Актуальными стали проблемы алкоголизма и наркомании (Там же).

Загрязнение бассейна реки Амур стало серьезной экологической проблемой. Уничтожение нерестилищ, бесконтрольный лов рыбы, сброс в реку промышленных отходов отразились на воспроизводстве и добыче рыбы в бассейне (История и культура 2003: 71). В конце 1980-х гг. был разработан проект строительства АЭС на оз. Эворон, близ нанайского с. Кондон, который был опротестован его жителями, собравшими достаточное количество подписей против его строительства (Мальцева 2018: 168). По их доводам, в случае аварии на объекте в зону радиоактивного заражения попадали охотничьи угодья на оз. Эворон, что создало бы серьезные угрозы для жизни и промысловой деятельности местного населения. Однако жители рабочих поселков, в большинстве состоявшие из бывших строителей БАМа и вахтовиков, не поддержали инициативу нанайцев, поскольку строительство подобного объекта позволяло создать новые рабочие места, что было особенно актуально в ситуации роста безработицы. Тенденция столкновения жизненных установок людей промышленного и промыслового труда сохраняется и в настоящее время (Там же).

Для нанайцев Хабаровского края актуальны основные социальные проблемы региона:

- концентрация экономики в двух крупнейших городах (Хабаровск и Комсомольск-на Амуре) и социально-экономическая поляризация между этими центрами и периферией;

- нестабильность динамики производства на крупнейших предприятиях военно- промышленного комплекса (ВПК);

- значительная роль теневого сектора в лесной и рыбной отраслях (незаконная вырубка леса, браконьерство);

- обезлюдение северных районов и «сжатие» освоенного пространства из-за отъезда населения в другие регионы;

- плохое состояние здоровья населения, высокая заболеваемость туберкулезом и низкая продолжительность жизни, особенно у мужчин;

- недостаточная доступность медицинских услуг и низкое их качество за пределами крупных городов (Хабаровский край (социальный портрет)).

В последние десятилетия в районах расселения нанайцев было ликвидировано много небольших поселков. Урбанизация обострила проблему занятости коренного населения. Безработица в середине 1990-х гг. достигала 27 %. По этой причине многие коренные жители начали возвращаться в заброшенные поселки (например, Муха, Бира, Бии), где стали заниматься огородничеством и индивидуальным ловом рыбы (История и культура 2003: 105).

Общий вид села Джуен. Хабаровский край. 2002 г. Фото В. Н. Давыдова.