Вернуться

Давыдов В.Н.

кандидат социологических наук, PhD,

заместитель директора по научной работе МАЭ РАН

Нанайцы. Образ жизни и система жизнеобеспечения


Нанайцы – опытные рыболовы и охотники, знатоки растительного мира (Березницкий 2015: 88). Хозяйство нанайцев имело комплексный характер (История и культура 2003: 63).

Важнейшую роль в системе жизнеобеспечении нанайцев играло рыболовство. Для лова рыбы нанайцы использовали специальные приспособления и инвентарь. В зависимости от вида рыбы, мест ее обитания и промыслового сезона применялись различные орудия: колющие (гарпуны, остроги), крючковые (переметы), ловушки (запоры, морды, заездки, мережи), сети (неводы, сети ставные и сплавные) (История и культура 2003: 64).

Нанайские рыбаки. Фото из текущего архива Центра детского творчества, с. Найхин, Нанайский р-н, Хабаровский край. Июнь 2021 г. Фотокопия С. В. Березницкого.

Нанайская девочка ловит рыбу в р. Манома (приток р. Анюй). с. Нижняя Манома, Нанайский р-н, Хабаровский край. Июнь 2021 г. Фото С. В. Березницкого.


Колющие рыболовные орудия нанайцев представлены различными типами острог (Там же). Их редко делали однозубыми. Трехзубые остроги имели существенные отличия. Дёгбо была съемной и употреблялась для добычи крупной рыбы, чапкан – прикреплялась к древку наглухо и использовалась для лова мелкой рыбы. Однозубая острога амурма применялась для лова крупных калуг, ею добивали большую рыбу, уже попавшую в сеть (Смоляк 1984: 39-42). Острога хосоли предназначалась для очень крупной рыбы, состояла из наконечника (обычно стрелы самострела) и древка, длиной до 20-30 м. Острога чапкан состояла из древка и наконечника с двумя зубцами. Она применялась для добычи во время нереста сомов, сазанов, карасей и другой мелкой и средней по размеру рыбы (История и культура 2003: 64-65).

К числу простейших орудий лова относятся рыболовные крючки уму, умэкэн. Крючки использовали для лова рыбы с помощью удочек и переметов (История и культура 2003: 65). Удочки-махалки – древнее орудие рыболовства на Амуре. В XIX в. это было небольшое грузило грушевидной формы с маленьким крючком на его узкой стороне. Приманкой служили кусочек сохатиного уха, шкурка мыши и т. п. Обычно на такую удочку ловили в устье ключей ленков. Сигов, тайменей, на Горине в большую воду ранней весной – щук. На блесну ловили сигов (Смоляк 1984: 39).

Нанайцы применяли для лова рыбы всевозможные ловушки. Ловушку типа вентеря уки плели из тальниковых прутьев. Она состояла из корзины с узким коническим горлышком, в которое заходила рыба (История и культура 2003: 65). Нанайские заездки мэнгэн сооружались на мелководных прибрежных местах Амура для июльской – августовской добычи муксуна, кеты или другой рыбы и состояли из двух изгородей, поставленных под углом, причем длина одной линии, перпендикулярной берегу, не превышала 6-8 метров, а второй – 4-5 м. Длина основной линии заездка зависела от глубины места: на мелководье линию несколько удлиняли. В качестве опор использовались треноги из жердей (Смоляк 1984: 38). В заливах и на протоках из озер летом нанайцы ловили частиковую рыбу заездком якчо, который имел вид прямой изгороди, перегораживавшей целиком залив или протоку (Там же). В верховьях реки Горин нанайцы строили изгородь, загораживавшую все течение протока, с несколькими промежутками для ловушек. Ночной лов был весьма эффективен: рыбак сидел на помосте, укрепленном над изгородью, со «сторожевыми» веревочками в руках. Когда в ловушке (тучи, т. е. «мешке») набиралось достаточно рыбы, он поднимал ее и снова устанавливал мешок. Такие заездки нанайцы сооружали несколько ниже перекатов, чтобы рыба, заметившая ловушку, не могла повернуть в обратную сторону. Низовые рыбаки-нанайцы зимой на охоте сооружали маленькие заездки када (кади) длиной от 2 до 4 метров на рыбу, которая шла в это время вдоль берега (Смоляк 1984: 38-39).

Нанайцы использовали для лова ставные и сплавные сети (История и культура 2003: 66). Иногда идущую перпендикулярно берегу городьбу замещали сетью. У конца изгороди ловили удочками-махалками либо багром (Смоляк 1984: 39).

На притоках Амура охота имела не меньшее значение, чем рыболовство. Простейшими орудиями и способами добычи были копье гида, дротик сугбэ, ловчие ямы, засеки (История и культура 2003: 76). Охотились также с помощью специальных орудий – ловящих снастей. К ним относятся петли пойка, сеть адоликан из конопляных ниток, ловушки – давящие плашки капали, ланни, ущемляющие капил, стреляющие дэнгурэ (самострелы). Самострелы использовали для охоты на мелких и крупных зверей. Например, горинские нанайцы охотились с самострелами на оленей, медведей, лосей. Также в охоте использовались простые и сложные луки (История и культура 2003: 78-79).

Охотничий промысел у нанайцев был коллективным и индивидуальным. Коллективный способ охоты – облавная охота в XIX в. – встречался уже достаточно редко. С помощью облавной охоты добывали диких коз, диких оленей, кабанов. Чаще всего коллективно охотились и на медведя. Индивидуально нанайцы охотились в основном на пушного зверя и копытных животных (История и культура 2003: 80-81).

Горинский гольд в охотничьей одежде (фас). Нанайцы. Горино-Амгуньская экспедиция, 1926 г. Собиратель: И. И. Козьминский. Размер: 9,0 х 12,0 см.

Горинский гольд в охотничьей одежде (вид сзади). Нанайцы. Горино-Амгуньская экспедиция, 1926 г. Собиратель: И. И. Козьминский. 9,0 х 12,0 см.

Манекен: нанайский охотник. Новая этнографическая экспозиция. Хабаровский краеведческий музей. Июнь 2021 г. Фото С. В. Березницкого.

Подсобное значение у нанайцев имело собирательство. Растения употреблялись в пищу, в том числе в качестве приправ, а также с целью лечения. Собирались также растения, из которых делали краски. В большом количестве заготавливали крапиву и коноплю, из которых производили нити, веревки, плели сети и пр. Занимались собирательством яиц черепах и птиц (История и культура 2003: 88-89). На Уссури и Сунгари нанайцы занимались огородничеством: сеяли ячмень, овес, выращивали овощи – капусту, редьку, брюкву. Кроме огородных растений они выращивали табак (История и культура 2003: 89).

Нанайцы занимались животноводством. Одна из важнейших отраслей хозяйства в традиционной культуре нанайцев – собаководство. Оно было незаменимо в охотничьем и рыболовецком промысле. Охота на промысловых животных основывалась на широком использовании собаки (Самар 2011: 5). Собаку использовали как упряжное животное и как помощника на охоте (Лопатин 1922: 120).

Кормление собак. Нанайцы. Хабаровский край. Горино-Амгуньская экспедиция, 1926 г. Собиратель: И. И. Козьминский. Размер: 9,0 х 11,0 см.

Нанайцы Горина, Кура и Урми держали незначительное количество оленей, которых они использовали для перевозки грузов на нартах. Нанайцы Уссури и Сунгари разводили лошадей (История и культура 2003: 140). Есть сведения о том, что нанайцы держали свиней. Свинья была ритуальным животным (История и культура 2003: 89).

К началу XX в. традиционная система жизнеобеспечения нанайцев сильно изменилась. Под влиянием переселенцев отдельные нанайские семьи стали переходить к новым занятиям – земледелию, домашнему животноводству, работе по найму на добыче и засолке рыбы, заготовке сена и дров, на строительстве (История и культура 2003: 32).