Вернуться

Давыдов В.Н.

кандидат социологических наук, PhD,

заместитель директора по научной работе МАЭ РАН

Нанайцы. Краткая историческая справка


Археологические и этнографические данные, особенности языка, антропологические характеристики говорят о том, что нанайцы, как и другие народы Амура, образовались в результате прихода в эти места различных племен с юга (в III тыс. до н. э.) и запада (II тыс. до н. э., в железном веке и в первых веках н. э.). Происходило постепенное смешение прибывших этнических групп с местным населением, следы этого процесса сохранились в нанайском фольклоре (Смоляк 1975; История и культура 2003: 23).

Русские познакомились с предками современных нанайцев в середине XVII в. во время походов В. Пояркова и Е. Хабарова. В этот период этнический состав населения Нижнего Амура был неоднородным. В отписках землепроходцев кроме дючеров и гиляков упоминаются также нгатки, ачаны, гольдики, лонки, куви и другие группы. В XVII–XVIII вв. происходило постепенное продвижение на юг многочисленных тунгусских родов. В XIX в. некоторые из них вышли к Амуру. Особенно интенсивной была миграция в Приамурье пеших тунгусов. Оказавшись в бассейне Амура, значительная часть тунгусского населения была со временем ассимилирована местным населением и вошла в состав нанайцев (История и культура 2003: 24-27; Shirokogoroff 1926).

В середине XIX в. российские нанайцы занимали обширную территорию по Амуру и его притокам от устья реки Уссури до селений Карги на Нижнем Амуре, а также на правом берегу реки Уссури и в приустьевой части его притоков Большая Уссурка, Бикин и др. (История и культура нанайцев 2003: 5). Амур являлся главной водной артерией края, по которой шло культурное влияние сначала Китая, а затем России (Каргер 1929: 23). Активная русская колонизация Амура, развитие пароходства вызвали территориальные перемещения нанайцев внутри ареала обитания. Наблюдался отток населения с амурских притоков на основное русло, где складывались более благоприятные условия для торгово-обменных операций (История и культура нанайцев 2003: 5; Каргер 1929: 23). На реке Уссури происходил обратный процесс. После появления русских переселенцев нанайцы постепенно перемещались с основного русла данной реки на ее притоки (История и культура нанайцев 2003: 5). Общаясь со славянским населением, нанайцы заимствовали не только отдельные элементы новой культуры, но и перенимали образ жизни, бытовые и христианские традиции (История и культура 2003: 55).

Уссурийские гольды. Конец XIX в. Размер: 16,0 х 22,0 см.

Уссурийские гольды. Конец XIX в. Размер: 16,0 х 23,0 см.

В процессе этнических миграций и ассимиляции родовой состав нанайцев существенно изменился. Во второй половине XIX в., в связи с развитием на Амуре товарного рыболовства, наблюдалась интенсивная миграция нанайцев с правых притоков Амура на основное русло (История и культура 2003: 29). Поскольку правый берег к этому времени был уже значительно заселен, новые поселения возникали в основном на левом берегу. Результатом этого процесса стало усиление дальнейшего перемешивания населения. Во второй половине XIX в. произошло окончательное включение в состав нанайцев левобережных тунгусов – киле и самагиров. К концу XIX в. у нанайцев сформировались шесть этнотерриториальных групп: верховые (по течению Амура от Уссури до устья реки Гур) и низовые (ниже по амуру до границы с ульчами) нанайцы; три группы нанайцев локализовались на левых притоках Амура по рекам Горин, Кур, а также Харпи, впадающей в озеро Болонь; уссурийская группа осваивала бассейн реки Уссури и ее притоков (История и культура 2003: 30-31).

Активная русская колонизация бассейна Амура началась с 1855 г., когда в этих местах появились первые русские крестьяне-переселенцы. В начале XX в. важнейшим побудительным мотивом крестьянской колонизации Амура стало рыболовство. В 1905–1910 гг. на Амуре возникло 22 новых русских селения, основным занятием которых было рыболовство. Происходило постепенное вытеснение нанайцев с наиболее продуктивных рыболовных участков. Известны многочисленные жалобы нанайцев русской администрации на ущемление их промысловых прав (История и культура 2003: 31).

В 1960-х – 1970-х гг. на Амуре развернулось промышленное строительство. Связанный с ним приток рабочих специалистов, переселение нанайцев из-за реорганизации и укрупнения колхозов и их превращения в многонациональные поселения изменили социально-культурную среду в традиционных районах расселения (История и культура 2003: 36).