Вернуться

Давыдов В.Н.

кандидат социологических наук, PhD,

заместитель директора по научной работе МАЭ РАН

Нанайцы. Семья, воспитание и образование


В конце XIX в. семья у нанайцев была патрилокальной, включала кровных родственников, но иногда в ее состав могли входить чужеродцы (История и культура 2003: 49). Молодые семьи, традиционно проживавшие с родителями, стремились к самостоятельности. Большие семьи часто распадались со смертью одного из родителей, но через несколько лет малые семьи сами становились неразделенными. Образование больших неразделенных нанайских семей объяснялось тем, что пожилые люди, а также овдовевшие и неженатые братья и дяди, иногда с детьми, желали остаться в одной семье или возвратиться в нее (Там же). В состав семей входили, кроме прямой родни, также и дальние родственники (тети, бабушки, неродные «матери» и т. п.). В результате численность нанайской семьи обычно была достаточно большой (История и культура 2003: 50).

В больших семьях мужчины рыбачили и охотились сообща, совместно расходовали средства на приобретение продовольствия и промышленных товаров. Тем не менее рыболовство и охота, а также шитье и приготовление пищи производилось членами малой семьи, входящей в большую, для своей пользы. В неразделенных семьях хотя и существовала общая касса, в каждой малой семье имелись свои средства – деньги, полученные за пушнину, приданое, а также деньги, полученные за приработок (Там же).

Главой неразделенной семьи являлся отец, собственник орудий труда. Взрослые сыновья ходили на промысел вместе с отцом, а если и охотились отдельно, то заработок от продажи пушнины отдавали матери, которая ведала общесемейной кассой. Собственную кассу малая семья в составе неразделенной заводила лишь после появления ребенка. Сыновья редко отделялись от отца, поскольку в этом случае они могли лишиться наследства. В малых семьях главами практически всегда выступали мужчины: отцы, мужья. В конце XIX в. случаи, когда женщины (вдовы с детьми) возглавляли семьи, были достаточно редки – по обычаю они должны были входить в семьи братьев умершего мужа (Там же).

Имущество наследовалось по мужской линии. Женщины же в наследовании не участвовали, за ними признавалось право только на приданое. Имущественные отношения в нанайской семье основывались на принципе раздельности имущества. В собственность жены входило ее личное имущество, подарки отца и родственников, полученные во время или после замужества, предметы, которые она изготавливала сама (предметы рукоделия) и приданое. В семьях существовало достаточно жесткое разделение труда по полу и возрасту, младшие подчинялись старшим (Там же).

Значимость мужского и женского труда в семье была примерно равной. Женщины занимались домашним хозяйством: готовили пищу, выделывали шкуры и рыбью кожу, шили одежду и обувь, плели корзины и циновки, делали посуду из бересты, ухаживали за детьми. Кроме женской работы, нанайки часто помогали мужчинам, участвуя в рыбалке, в изготовлении рыболовных сетей, витье веревок, носили воду и могли сидеть на веслах. Отношения внутри семьи регулировались нормами обычного права. Главным условием создания новой семьи являлось строгое следование экзогамным нормам (История и культура 2003: 51).

У нанайцев существовало несколько способов заключения браков. Старые нормы предписывали перекрестно-кузенный брак (брак на дочери брата матери или сестры отца), при которых два рода из поколения в поколение находились между собой в брачных отношениях. Допускались браки в восходящих и нисходящих поколениях. Например, была возможна женитьба дяди на племяннице – дочери сестры. Широко практиковались обменные браки, когда две семьи обменивались дочерями (дзуэнг, дюэнди) или обмен, если в обеих семьях было по брату и сестре (дюэчин). Иногда невеста обменивалась на сестру или дочь жениха. В прошлом левиратные браки, т. е. женитьба на вдове старшего брата, дяди, младшей жене отца (сирагуйни, сирагухани) были обязательными. Довольно устойчивым был и обычай сорората, при котором вдовец должен был или мог жениться на сестре умершей жены. Брак через похищение невесты заключался достаточно редко, поскольку такой способ порицался общественным мнением. В случаях, если у отца невесты не было сыновей или юноша не мог заплатить калым, практиковался брак за отработку. Молодой человек работал в семье тестя от одного до трех лет. Брачный возраст для мужчин был 15 лет, для девушек – 12 лет (История и культура 2003: 52).

Дочь, которая уходила в семью мужа, родители старались обеспечить предметами первой необходимости: одеждой, постелью, ездовыми собаками и пр. Размеры калыма и приданого зависели от имущественного положения сторон. Стоимость приданого и калыма была примерно одинаковой. Некоторые нанайцы брали в жены девушек из других этнических групп, покупая их обычно у маньчжурских купцов за пушнину. В то же время дочерей замуж за орочей, ульчей, кочевых эвенков, удэгейцев и негидальцев нанайцы не выдавали. Тем не менее этнически смешанные браки имели место. Например, нанайцы, селившиеся среди нивхов, брали в жены нивхских женщин (История и культура 2003: 52-53).

Заключение брака у нанайцев считалось компетенцией не жениха и невесты, а их родителей. Невесту традиционно выбирали родители жениха. Сватами становились отец, мать, а также близкие родственники. У нанайцев практиковалась полигамия, но материалы переписи 1897 г. показывают, что полигамные браки составляли 13,5 % от их общего количества. Вторых и третьих жен брали как по обычаю левирата, так и в случае бездетности первой жены, а также в качестве дополнительной рабочей силы (История и культура 2003: 53).

Расторжение браков у нанайцев происходило достаточно редко, поскольку жена выдавалась другому роду за дорогой калым. Обычное право признавало следующие основания для развода: нарушение супружеской верности, жестокое обращение мужа с женой, неспособность к деторождению (виновной признавали женщину), неумение женщины вести хозяйство, ее неуважение к традициям домашнего уклада в семье мужа, неспособность мужа прокормить семью и позднее – злоупотребление алкоголем мужа. Развод супругов не был их частным делом. Вопрос развода у нанайцев рассматривал суд дедян, на котором присутствовали представители двух сторон (История и культура 2003: 54).

Счастливыми считались семьи, где было много детей. Ребенок считался членом рода с момента присвоения ему личного имени. Личные имена дети получали на основании персональных качеств. Например, Моранга означало крикливый, Сичин – проворный, Тораки – грач, Сайла – знающая, Майла – трудная. Обычно имена давали родители, но предпочтительнее было, чтобы это делали дедушки, бабуши или пожилые, уважаемые люди (Там же).

На протяжении всего XX в. у нанайцев шел процесс распада сложных семей, уменьшалось количество трехпоколенных семей. В настоящее время преобладают нуклеарные семьи (История и культура 2003: 60).

У нанайцев сложился определенный комплекс физического воспитания, который представлял собой попытку создать равновесие между силами природы и приобретаемой физической и промысловой подготовкой. Физическое воспитание подрастающего поколения осуществлялось комплексно. Стремились воспитать физически и психически закаленного, выносливого, сильного промысловика, умеющего стойко переносить жизненные и промысловые тяготы. Детей нанайцы начинали приучать к труду примерно с трех лет. Нанайский мальчик уже в 10-12 лет хорошо ходил на лыжах, владел искусством гребли на лодке, стрелял из лука, умел добывать рыбу острогой, управлял собачьей упряжкой, не боялся холода и голода. В 10-13 лет детей начинали приобщать к занятиям промыслами. Гребле на оморочке обучали и мальчиков, и девочек. Обучение начиналось в виде игры в домашних условиях. Взрослый и ребенок садились друг напротив друга и, упираясь в циновку ногами, имитировали греблю на парных веслах. Затем, уже в лодке, взрослые показывали, как правильно грести у берега против течения, как работать парными веслами, одним веслом, двухлопастными веслами. Бесстрашие нанайских детей на воде удивляло работавших в регионе русских учителей в 1930-е гг. Школу охоты подростки проходили непосредственно на охотничьем промысле. У нанайских детей считалось за честь пойти со взрослым на охоту. Беря подростка с собой, взрослые устраивали ему испытания. Важную роль в системе воспитания будущего охотника играли поощрения. Существенным элементом в системе подрастающего поколения у нанайцев играло устное народное творчество. В процессе воспитания активно применяли различные игры (История и культура 2003: 286-289).

Дедушка подарил камеру. с. Троицкое, Хабаровский край, 2019 г. Фото В. Г. Целищевой.