Вернуться

Давыдов В.Н.

кандидат социологических наук, PhD,

заместитель директора по научной работе МАЭ РАН

Нанайцы. Искусство, промыслы и ремесла

 

Народное искусство нанайцев тесно связано со средой их обитания, которая во многом определила используемые мастерами материалы. Для изготовления изделий нанайцы применяли местные природные материалы: дерево, бересту, молодые тальники, кору различных деревьев, шкуры животных. Сухожилия, мех, рыбью кожу, кость рыбы и животных, рог и др. Нанайцы знали рецепты приготовления минеральных и органических красок. Эти краски получали из корней, листьев, коры различных растений и из сажи. Они были достаточно прочными и не боялись ни влажности, ни сухости. Нанайские мастера использовали в своем творчестве сочетание цветов, свойственное дальневосточной природе (Кочешков 1995: 15).

Народное декоративное искусство нанайцев подразделялось на женское и мужское. Женщины обрабатывали преимущественно мягкие материалы – рыбью кожу, меха, шкуры, ткани, волокна растений, а также бересту. Мужчины работали с твердыми материалами – металл, дерево, кость, рог и камень. Женщины использовали различные технико-художественные приемы, применяли несколько типов швов: строчевой, тамбурный, гладевый, декоративные швы по настилу. Настил изготавливался из полоски или двух сложенных полосок рыбьей кожи или плотной бумаги, которые накладывались на основу из материи и зашивались цветными шелковыми нитками так, что получался небольшой рельеф. С помощью простегивания ткани создавались слегка выпуклые узоры (Там же).

Нанайские мастерицы широко использовали рыбью кожу. Для отделки костюмов или конкретных их частей они применяли кожу различных видов рыб. Например, кожа кеты (дивахса) шла на изготовление халата, наколенников, обуви, кожа амура (курахса) шла на халат и наколенники, кода щуки (гачахса) – на обувь, кожа сома (лахса) – на халат, кожа тайменя (дэлихса) и ленка (нимахса) использовалась для изготовления обуви. Из рыбьей кожи изготавливались также и нитки (Кочешков 1995: 17).

Образцы рыбьей кожи. Центр нанайской культуры. с. Джари, Нанайский р-н, Хабаровский край. Июнь 2021 г. Фото С. В. Березницкого.

Женским искусством являлась художественная обработка бересты. Из этого материала делали посуду, короба, мелкие коробочки для хранения, сумочки, конические головные уборы, веера, настенные коврики и игольники (Кочешков 1995: 24). Использовались различные способы обработки бересты. Бересту нагревали над огнем или варили в котлах с водой или с не очень концентрированным рыбным бульоном для достижения мягкости и эластичности материала (Кухонная утварь 2021: 4).

Искусство орнаментирования изделий передавалось от матери к дочери. Нанайцы использовали различные способы нанесения орнамента, которые можно свести к трем основным приемам: тиснению, резьбе и аппликации. Мастерицы также вырезали из бересты шаблоны (трафареты), которые служили образцами для вышивок и аппликаций на материи. Для нанесения узоров на бересту также использовались костяные штампы. Нанайцы знали рецепты приготовления различных органических и минеральных красок (Кочешков 1995: 17). С.В. Иванов выделил четыре основных типа орнаментики берестяных изделий нанайцев: зооморфный, растительный, облаковидный и геометрический мотивы (Иванов 1963: 381).

Фрагменты современного нанайского орнамента. Центр нанайской культуры. с. Джари, Нанайский р-н, Хабаровский край. Июнь 2021 г. Фото С. В. Березницкого.

Орнамент на подоле нанайского халата. Краеведческий музей. пгт. Троицкое, Нанайский р-н. Хабаровский край. Июнь 2021 г. Фото С. В. Березницкого.

Аппликация на обуви и одежде раньше изготавливалась из рыбьей кожи, окрашенной в красный и черный, синий и голубой цвета. В древности мех и рыбья кожа были единственными материалами аппликации на обуви. С распространением ткани широкое развитие получает аппликация из разноцветной ткани на тканой основе. Характерной особенностью изделий нанайцев было то, что практически не наблюдалось смешения материалов: аппликация из меха делалась на меховом изделии, аппликация из рыбьей кожи – на основе из рыбьей кожи (Кочешков 1995: 20). Помимо одежды нанайские мастерицы украшали орнаментом и все свои постельные принадлежности – тюфяки из ткани, одеяла, подушки (Кочешков 1995: 23).

В целом для нанайского женского искусства характерно симметричное расположение орнаментальных мотивов, спокойный, но в то же время яркий колорит, разнообразие композиционных приемов, графическая четкость и ясность каждого узора и его элементов (Кочешков 1995: 25).

Ходжер С. Е. Нанайская мастерица, художник, писатель, с. Нижняя Манома, Нанайский р-н, Хабаровский край. Июнь 2021 г. Фото С. В. Березницкого.

Мужское искусство нанайцев имело менее широкий ассортимент изделий по сравнению с женским. Мужчины изготавливали оружие и принадлежности охоты, рукоятки ножей, пороховницы, окна и двери жилищ, столы, вешалки, полки и другие вещи. У нанайцев была широко распространена резьба по дереву. Резьбой украшали в своих поселениях столбы и дома. Дома декорировались резьбой снаружи и изнутри (Кочешков 1995: 26). Из дерева вырезали различную утварь. В искусстве деревянной резьбы нанайцев особое место занимают ложки. Они имели плоскую форму с острым концом, длинную шейку и утолщенную часть ручки. Ложки украшались резным рисунком (Кочешков 1995: 28). Нанайцы использовали резьбу и скульптурные изображения птиц для украшения лодок. Помимо лодок, резьбой украшали и весла (Кочешков 1995: 29).

Нанайская скульптура делалась не только из дерева, но и из других материалов – озерных кочек, соломы, металла. В деревянной скульптуре нанайцев большое значение имело изображение медведя (Кочешков 1995: 30).

Нанайцы знали технику инкрустации серебром и медью по железу (Кочешков 1995: 32-33). Они также умели отливать подвески для мужских и женских поясов. Для отливки использовались специальные глиняные формы, которые делали с помощью деревянных моделей предметов (Кочешков 1995: 34). Нанайцы делали также резные подвески из кости (Там же).

В 1950-е гг. в искусстве нанайцев появляются новые изделия – настенные ковры, домашние тапочки, различные сувениры в виде дамских сумочек, шкатулок, детских кукол. В декоре современных женских национальных халатов могут встречаться русские, украинские и белорусские узоры (Кочешков 1995: 34). Зооморфные мотивы – стилизованные изображения рыб, птиц, драконов – на современных халатах стали встречаться реже (Кочешков 1995: 36). В вышивке стали преобладать мотивы растительного орнамента – цветы, листья, стебли и др. (Кочешков 1995: 36-37). Сейчас орнаментами украшают накидки на кресла, стулья, небольшие настенные панно под календари, газетницы, кошельки, сумки, тапочки, скатерти и другие используемые в быту предметы (Кочешков 1935: 38). Мастера стали изготавливать стилизованные изделия на продажу, сувениры. Большим спросом пользуются нанайские тапочки, изготовленные из современных материалов и реализуемые посредством групп в социальных сетях. Развитие международного туризма на Дальнем Востоке стимулировало местных мастеров придумывать новые изделия, ориентированные на продажу туристам. Похожая ситуация наблюдается и среди хэчжэ в Китае. Важной возможностью заработка является продажа представителями хэчжэ сувениров – картин, одежды, обуви и головных уборов, ремней, портмоне, кошельков для ключей, визитниц из рыбьей кожи, берестяных подставок для карандашей, игрушек из рыбьих костей и т. п. (Березницкий 2013: 106).

Нанайская мастерица Бельды А. К. 1941 г.р. (в синем халате): шьёт халаты, делает плетёную утварь. Справа от неё - Бельды (Дубовикова) В. В. (в коричневом халате). С. Даерга. Нанайский р-н, Хабаровский край. Июнь 2021 г. Фото С. В. Березницкого.