Вернуться

Давыдов В.Н.

кандидат социологических наук, PhD,

заместитель директора по научной работе МАЭ РАН

Нанайцы. Общие сведения о народе

 

Общая численность нанайцев, согласно Всероссийской переписи населения 2020 г., составляет 11 668 чел. (5 454 муж. и 6 214 жен.).

На Нижнеамурской равнине, в предгорьях Сихотэ-Алиня и по рекам Урми, Кур и Горин проживают нанайцы – тунгусо-маньчжурский народ. Это самый многочисленный из восьми коренных народов Хабаровского края: по данным Всероссийской переписи населения 2010 г., их численность составила 12 003 чел. Из них 11 009 чел. проживали в Хабаровском крае (в Амурском, Нанайском, Комсомольском, Солнечном, Хабаровском районах, в городах Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре); 383 чел. – в Приморском крае, 148 чел. – в Сахалинской области, 95 чел. – в Еврейской автономной области, 69 чел. – в Камчатском крае (Перепись 2010). Сахалинские нанайцы переселились с Амура в 1946 году (История и культура нанайцев 2003: 56).

Нанайцы (хэчжэ) также проживают в Северо-Восточном Китае – в низовьях рек Сунгари и Уссури. По данным переписи 2010 г., представителей национальности хэчжэ в Китае проживало 5354 чел. (в т. ч. в провинции Хэйлунцзян – 3618 чел., в основном Тунцзянском и Фуюаньском уездах городского округа Цзямусы и в Жаохэйском уезде городского округа Шуанъяшань) (Ставров 2019: 105).

Большинство нанайцев расселены в бассейне реки Амур и его притоков. Основные поселения, где они проживают, располагаются преимущественно в Нижне-Амурской равнине (низменности). Уссурийская группа расселена в предгорьях Сихотэ-Алиня; нанайские поселения по рекам Кур, Урми и Горин входят в пределы Хинган-Буреинского нагорья и Эворон- Чукчагирской низменности (История и культура нанайцев 2003: 3).

Самоназвания нанайцев – нанай, нани (означает «здешний человек»); устаревшее название – гольды (гольдики). По отношению к нанайцам использовалось большое количество этнонимов: натки (угатку), ачаны (каченг), хэчжэ (хэчжэнь), хэйцзинь (хэцзинь), ходзен, ходзены (ходжены), хоадзоуги, гольды (гольдики), кордекке, анты, янты, сантан (с’янта, юйпитадзе (юйфитадза), килэн, самагиры, самары, акани (История и культура 2003: 4).

Эвенки, якуты и негидальцы по отношению к нанайцам использовали этнонимы натки, натканы, ньгатки; айны и нивхи – анты; этноним ачан известен из материалов Е.П. Хабарова 1652 г. и связан с названием территориальной группы акхани, жившей на реке Амур от устья реки Сунгари до села Сакачи-Алян (сейчас село Сикачи-Алян) и по реке Уссури (Самар 2011: 6).

Этноним гольды являлся официальным названием нанайцев в дореволюционный период и встречался в документах и литературе того времени. Название гольды продолжали использовать пожилые нанайцы в начале 2000-х гг., особенно в некоторых районах Приморского края. Этнические и территориальные группы нанайцев имеют особые самоназвания: монай (мунэи), мона найни (мунэ найни), бира гуруни, бира бэйэни, бирани нанай (наны), нан’у (нанн’у), набе (История и культура нанайцев 2003: 4). В прошлом нанайцы называли себя по местности, в которой проживали (например, боланкан – жители оз. Болонь, найхинкан – житель с. Найхин; мангункан – житель Амура, гэринкэн – житель побережья реки Горин). В целом большинство нанайских эндоэтнонимов происходит от гидронимов, географических названий местности, стойбищ и родовых названий (Самар 2011:6-7). Для жителей берегов реки Уссури использовался этноним уссуринкан (Смоляк 1975: 50). Известны этнонимы в зависимости от места жительства по реке: солонай – «живущие выше», хэдиэнкэн – «живущие ниже», бирани – «речные» (Там же). Переселившиеся в другие места часто назывались по прежнему селению (Смоляк 1975: 115).

 

Ланин В. Групповой портрет молодых людей (16 и 24 лет). Нанайцы. Амур (басс.р.). 1870-е (?). Автор: В. Ланин, Собиратель-организация: Библиотека Академии Наук. Размер: 17.0 x 22.0 см.

В настоящее время нанайцы подразделяются на четыре территориальные группы:

– амурскую,

– кур-урмийскую,

– горинскую,

– бикинскую (Самар 2011: 5).

Наиболее многочисленная амурская включает в себя разнообразные по родовому составу группы нанайцев, проживающих в бассейне Среднего Амура (Там же). Кур-урмийская группа нанайцев традиционно расселена на реках Урми и Кур, которые сливаются в Тунгуску, левый приток Амура (Березницкий 2015: 66). Вплоть до начала XX в. горинских нанайцев отождествляли с самагирами, имеющими тунгусское происхождение. Ареал обитания горинских нанайцев охватывал долины рек Горин, Девятка и озера Эворон, простирался к северо-востоку к руслу Амура, а на северо-востоке граничил с землями негидальцев (Переверзева 2005: 56). Таежные кочевники самагиры, мигрировав в этот район в XVII в., разграничивали свое пространство с местными нанайцами. Впоследствии разграничительная линия между двумя данными группами, кочевыми таежниками и оседлыми рыболовами постепенно стала исчезать. По этнокультурным признакам у нанайцев также выделяют верховскую и низовскую группы (Самар 2011: 5).

Женщина 38 лет (фас). Нанайцы. Россия, Хабаровский край, Солнечный р-он, с. Кондон. Горино-Амгуньская экспедиция, 1926 г. Собиратель: И. И. Козьминский. Размер: 9,0 х 11,0 см.


Нанайский язык относится к группе тунгусо-маньчжурских языков алтайской языковой семьи, имеет сложный диалектный состав. Н.А. Липская-Вальронд выделяла в нанайском языке восемь диалектов (Там же). В России используется письменность на основе кириллицы. Начиная с 1860-х гг. среди нанайцев распространилось православие, в 1870 г. была учреждена духовная мис- сия на озере Болонь.

В XX в. в жизни нанайцев произошли глубокие и неоднозначные изменения. Национально- государственное строительство, новые формы хозяйственной жизни ускоряли консолидационные процессы у нанайцев (История и культура 2003: 7). Создание национальных районов также оказало на них влияние. К 1928 г. у нанайцев Амура было создано три национальных района – Торгонский, Болонский и Горинский. Нанайцы, живущие на притоках Амура Кур, Урми и Уссури, вошли в состав Амуро-Тунгусского и Хоро-Бикино-Иманского национальных районов, преобладающим населением которых были эвенки и удэгейцы (История и культура 2003: 34).

В 1990-е гг. нанайское население сконцентрировалось в нескольких десятках населенных пунктов Хабаровского края. Средняя численность национальных поселений – 800 человек (История и культура 2003: 105). Самое крупное – село Найхин (вместе с селом Даерга), в котором проживают около 1200 нанайцев. Большинство нанайских поселений многонациональны. Вместе с нанайцами в них живут люди других национальностей, преимущественно русские и украинцы. Много нанайцев живет и в крупных поселках городского типа (Там же).

Празднование Дня России 12 июня 2021 г. пгт. Троицкое, Нанайский р-н. Хабаровский край. Фото С. В. Березницкого.