Вернуться

Кумандинцы. Семья, воспитание и образование

Большое место в хозяйственной жизни кумандинцев занимала община, представлявшая собой большую патриархальную семью. В такую общину входило несколько семей близких родственников. Обычно она насчитывала 10–15 человек, имела общее хозяйство и питалась из одного котла. Главой такой общины считался самый старший – отец (улуг киши, башчи), руководивший всей жизнью общины и имевший право телесного наказания провинившихся. После смерти главы общины его место занимал один из сыновей. Указанная община, по-видимому, являлась основной хозяйственной единицей в XIX в. и в исторических документах фигурировала как «орда» или «юрта». Ее разложение стало происходить в конце XIX – начале XX столетия с развитием капиталистических отношений на Северном Алтае и с наплывом новых поселенцев – русских крестьян. Последнее обстоятельство потребовало четкой фиксации за семьями-домохозяйствами собственности на конкретные земельные участки. Большие семьи начали распадаться на малые. Несмотря на значительные изменения в экономической и социальной жизни кумандинцев с наступлением XX в., у них еще встречались пережитки левирата (женитьба на вдове старшего брата) и обычай избегания снохой свекра. Брачным возрастом для мужчин кумандинцы считали 14-16 лет, для девушек – 13-15 лет. Наиболее распространенной формой брака было похищение невесты. Зафиксированы также случаи колыбельного сговора.

Свадебный пир у кумандинцев назывался тутпач – по главному блюду, которое готовилось и поедалось всеми участниками. Перед приготовлением его на дворе жениха сооружали ритуальное жилище – шалашик (шалыг-одог), основу которого составляли семь или девять березовых жердей. Верхушки их связывались, а сам шалашик покрывался половиками. В нем подружки расплетали невесте девичьи косы и заплетали уже две женских косы (тулун). После этого шаман или старейший из присутствующих благословлял новобрачных. После угощения наступала очередь игр молодежи: парни старались облить девушек водой, устраивались конные скачки, борьба. Обычно тутпач продолжался несколько дней. В том случае, если невеста была похищена, родственники жениха, набрав подарки, ехали к родителям невесты для примирения и обговаривания размера калыма. Размер его, как правило, зависел от состоятельности родителей жениха. Помощь жениху в выплате калыма оказывали не только родственники, но и холостые парни из его деревни. Если муж впоследствии плохо обращался с женой, она могла пожаловаться родовому правителю – зайсану. Выслушав ее просьбу, тот мог дать развод. Зафиксированы также случаи, когда кумандинки, не желавшие жить со своими мужьями, принимали христианство и получали развод, основываясь на том, что христианка не может жить с язычником. В случае развода дети оставались с отцом.

Роды у кумандинок обычно проходили в доме. При этом всегда присутствовала бабка: она помогала роженице, обрезала пуповину, принимала и обмывала ребенка. Если роды были тяжелыми, то приглашали шамана, который устраивал специальное камлание в доме, чтобы изгнать злого духа. Имя новорожденному давала бабка или какой-нибудь посторонний человек. Как правило, вначале давали некрасивое, отпугивающее имя, чтобы оно не понравилось злым духам. Как только ребенок подрастал, ему могли дать новое, благозвучное имя.

Дети, как правило, уже с малых лет приучались к труду, вместе с родителями участвовали в хозяйственной деятельности, выполняли посильную работу. В числе детских хозяйственных занятий у кумандинцев в летний период был лов мелкой рыбешки на речках. Мальчиков-подростков некоторые отцы-охотники брали с собой в тайгу на промысел, где дети помогали поддерживать огонь, заготавливали дрова, варили пищу. Девочки помогали своим матерям готовить пищу, носили воду, следили в доме за порядком. В ореховом промысле могла быть задействована вся семья, в том числе и дети, которые усваивали основные хозяйственные операции и навыки выживания в тайге. В весенний период дети активно участвовали в ловле сусликов, заготавливали кандык и другие растения. О детских играх и игрушках кумандинцев сохранились фрагментарные сведения, известно, что для девочек делали тряпичные куклы, а для мальчиков из дерева вырезались фигуры животных.

Современные образовательные проекты . Для сохранения народа важно наладить способы передачи младшим поколениям сохранившихся знаний о его языке, истории и культуре. Кумандинцы активно проводят обучение подростков-кумандинцев в летних школах, во время факультативных и кружковых занятий на базе этноцентров. Главную роль в этом процессе играют лидеры общин и старейшины – авторитетные знатоки языка и культуры. Так, например, в селе Красногорском занятия по кумандинскому языку для детей ведет Валентина Тозоровна Белекова. В рамках реализации проектов по сбору и изучению фольклорного наследия кумандинцев А.Д. Амирова – активная участница красногорской общины «Тореен чер» – подготовила и издала целый ряд учебных пособий, словарей и методических рекомендаций, которые активно используются в образовательном процессе.