Вернуться

Кумандинцы. Искусство, промыслы и ремесла

 

Сохранился не очень большой объем предметов, отражающих специфику прикладного искусства кумандинцев. Вместе с тем дошедшие до нас предметы в музейных собраниях свидетельствуют о высоком уровне декоративно-прикладного искусства у кумандинцев. Наибольшее развитие получило искусство ткачества, художественного шитья, резьбы по дереву, работа с берестой и изготовление ювелирных украшений.

По сохранившимся в музейных коллекциях предметам можно судить о существовавших у кумандинцев в прошлом развитых традиций деревообработки и резьбы по дереву. Так, например, на предметах из Бийского краеведческого музея – стенках деревянных ящиков и сундуков – сохранились прорезные геометрические изображения.

Значительное место в духовной культуре кумандинцев занимали небольшие деревянные скульптуры, изображавшие духов-покровителей охоты и хозяев тайги. Эти скульптуры хранились в домах охотников, в их честь устраивались специальные камлания, сами фигурки «кормили» время от времени пищей. Такие скульптуры (тайгам, каным) вырезались из деревянных досок и представляли собой антропоморфные фигуры с обозначенными частями тела: головой, руками и ногами. На лице таких фигур выделялся нос и глаза. Нередко кумандинские мастера приделывали этим изображениям из шкур животных брови, усы и бороду, придавая черты взрослого мужчины.

Известны также изображения, которые кумандинцы наносили на небольшие кусочки холста, а также на шаманские бубны. Эти рисунки достаточно просты и не нагружены изобразительными элементами. Чаще всего на холстах изображались парные антропоморфные фигуры, олицетворявшие собой женских духов-покровителей, а на шаманских бубнах помещались антропоморфные фигуры, изображения духов-покровителей шамана, его ездовые животные, наносилось условное разделение вселенной на сферы. Известны также орнаментированные берестяные изделия – туески и коробочки для хранения пищевых продуктов. Сохранившиеся в личных и музейных собраниях изделия свидетельствуют о высоком мастерстве кумандинских ремесленников по бересте. Одним из таких одаренных мастеров был Макар Васильевич Кастараков, обладавший незаурядными художественными способностями. На своих изделиях из бересты, которые были представлены туесками и коробами, он воспроизвел не только традиционный кумандинский орнамент, но и реалистичные сцены охоты, дерущихся оленей и другие сцены и образы.

Большого мастерства достигли ювелиры, специализировавшиеся на изготовлении женских украшений: перстней (jÿстÿк) из серебра и меди, оловянных и серебряных серег, накосных подвесок из кожи и раковин каури.

Свою повседневную и праздничную одежду кумандинцы украшали вышивкой, нашивными украшениями, аппликациями. Наиболее украшенными были женские праздничные платья. Отличительной особенностью кумандинских платьев, как, впрочем, и телеутских, было использование женщинами пристяжного воротника, украшенного вышивкой, аппликациями, нашитыми бусинами и пуговицами. Указанные воротники, являясь по сути самостоятельными украшениями, могли использоваться женщинами в сочетании с разными платьями.

Высокохудожественными могут считаться и тканые мужские и женские пояса (кур) из шерстяных нитей. Их длина могла достигать до трех метров. Поверхность пояса украшал сложный вытканный разноцветными нитями ритмичный геометрический орнамент: чашечки, крючочки, пряжки, лягушки и т. п. Современные кумандинские мастерицы активно возрождают традиционные ремесла, в том числе практикуются в изготовлении украшений, накосных подвесок, ткут шерстяные пояса. Нередко в этой работе кумандинские мастерицы обращаются за примерами к музейным собраниям, в том числе и коллекциям этнографических музеев Санкт-Петербурга.