Кумандинцы. Общие сведения
В Южной Сибири, одном из самых многонациональных регионов России, проживают кумандинцы – коренной малочисленный народ. Известно несколько вариантов их самоназвания: татар-кижи, тадарлар, куманды кижи, а в последнее время используют самоназвание кумандинцы. Традиционно кумандинцы с XVIII в. селились по обоим берегам реки Бии в ее среднем течении со всеми притоками, а также берегам реки Иши.
Кумандинцы – малочисленный тюркский народ Южной Сибири, имеющий статус коренного малочисленного народа Севера, Сибири и Дальнего Востока.Общая численность кумандинцев по данным Всероссийской переписи населения 2002 г. составляла 3114 чел., в 2010 г. – 2892 чел., а по данным переписи 2020 г. – 2408 чел. При этом по данным переписи 2020 г. районами преимущественного проживания кумандинцев остаются населенные пункты Алтайского края (1102 чел), Республики Алтай (1061 чел.) и Кемеровской области (128 чел.). В пределах Республики Алтай кумандинцы расселены главным образом в северных районах и г. Горно-Алтайск. На территории Алтайского края кумандинское население проживает преимущественно в г. Бийск, Красногорском и Солтонском районах.
В настоящее время территория расселения кумандинцев охватывает Турочакский район Республики Алтай, Красногорский (бывший Старо-Бардинский) и Солтонский районы Алтайского края. Небольшая группа кумандинцев проживает в Таштагольском районе Кемеровской области. По данным Ф.А. Сатлаева, таштагольские кумандинцы были заняты в местной горной промышленности. Значительные по численности группы кумандинцев сегодня также живут в городах Горно-Алтайске, Бийске, Барнауле и некоторых других регионах России.
Наряду с антропологическими типами других северных алтайцев (тубаларов, челканцев) кумандинцы выделяются в самостоятельную североалтайскую расово-систематическую единицу (с большой примесью европеоидных элементов и ослаблением монголоидности) и занимают промежуточное положение между уральским и южносибирским антропологическими типами. Современные представители североалтайского антропологического типа восходят к носителям пазырыкской культуры. Антропологические материалы выявляют сходство кумандинцев и тубаларов с шорцами и телеутами. При этом упомянутые выше народы имеют общие антропологические компоненты с тюркским и самодийским населением Среднего Приобья.
Язык кумандинцев – диалект алтайского языка уйгурской группы тюркских языков. Лингвисты выделяют в кумандинском диалекте три говора: турочакский, солтонский и старобардинский. Вследствие активного освоения в течение нескольких веков русскими и другими группами (мордва, немцы и др.) предгорий Северного Алтая у кумандинцев заметно усилилась в общении роль русского языка. Сегодня родным языком владеют в основном пожилые кумандинцы, тогда как значительная часть молодых кумандинцев использует только русский язык.
Одна из причин сравнительно быстрого темпа исчезновения кумандинского языка – отсутствие в школах достаточного количества квалифицированных преподавателей кумандинского языка. До недавнего времени кумандинский язык факультативно изучался в одной из школ Бийска, однако затем в связи с отсутствием педагогических кадров преподавание было прекращено. В настоящее время кумандинский язык преподается в средних классах Шатобальской школы в Солтонском районе.
В этнографической литературе принято выделять верхних (оре куманды) и нижних (алтына/алтна или тюбюре куманды) кумандинцев, проживающих в верхнем и нижнем течении Бии. В основу этого разделения были положены некоторые хозяйственные и культурные различия, наблюдающиеся у этих двух групп, проживающих в разных природных условиях, а также различные для этих групп этапы этногенеза. При этом ученые полагают, что именно верхние кумандинцы являются «ядром кумандинского этноса». Верхние кумандинцы живут в таежных районах верховий Бии, а нижние – преимущественно в лесостепной зоне низовий реки. Видимые различия этих двух групп кумандинцев были закреплены на административном уровне: здесь были созданы Верхне-Кумандинская и Нижне-Кумандинская инородческие волости с самостоятельными родовыми управлениями, избиравшимися из числа кумандинцев.
В настоящее время кумандинцы в пределах мест своего традиционного проживания составляют этническое меньшинство. Их компактные поселки и общины в селах, районных центрах и городах представляют собой своеобразные островки среди доминирующего русскоязычного населения. Вместе с тем и сельские и городские кумандинцы предпринимают значительные усилия по сохранению и развитию своего родного языка и традиционной культуры, получая при этом поддержку муниципальных, региональных и федеральных органов власти. Кумандинские национальные общественные организации отличаются большой активностью, ведут большую работу по получению целевого и грантового финансирования на реализацию этнокультурных проектов. В рамках этой деятельности в селах Солтон и Красногорское, а также в городе Бийске на базе местных этноцентров созданы фольклорные коллективы, издается информационная и учебная литература, проводятся праздники и занятия с кумандинской молодежью, реализуются другие социально значимые проекты. Кумандинцы – единственный на территории Алтайского края народ, относящийся к числу коренных и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Это обстоятельство приковывает пристальное внимание общественности к кумандинцам. Ключевые мероприятия по сохранению кумандинской культуры включаются в годовые муниципальные и региональные планы реализации государственной национальной политики в регионе. Кумандинское этнокультурное наследие (традиционный костюм, обрядность, фольклорное наследие и традиционная кухня) стало одной из современных визитных карточек региона.