Вернуться
  Институт этнологии и антропологии РАН
Батьянова Елена Петровна

 

Коряки. Духовная культура


Традиционная духовная культура коряков основана на древних анимистических представлениях, одухотворяющих все явления и объекты природы. Вселенная, согласно архаичным воззрениям коряков, состоит из пяти связанных друг с другом миров, расположенных вертикально. Земля, населенная людьми, – это средний мир. Над ней находятся еще два мира, где парят облака и пребывает Верховное божество. Под землей расположены также два мира, где раздельно обитают злые духи и умершие. Все миры взаимопроницаемы, и между ними существует постоянная связь. Жизнь и смерть представляют лишь разные ступени бытия. Существование людей в мире живых и мире мертвых мало чем отличается. Так же, как и на земле, коряки живут в мире мертвых в своей среде, отлично от других народов.

Центральная фигура мифологии и фольклора коряков – Большой ворон Куткиняку (Кутх, Куйкиняку, Кутхиняку) – демиург, посланный Верховным божеством на землю, чтобы создать людей и помочь им освоить мир. Кутх выступает то в образе человека, то в образе ворона и часто воспринимается как прародитель коряков и их защитник. Мифы о сотворении мира повсеместно связаны с его именем. Создав коряков, Кутх показал им, как надо охотиться на морских животных, ловить рыбу, дал им оленей и собак, научил танцевать, придумал и смастерил первый бубен и пр. Коряки ощущали постоянное незримое присутствие Кутха в своей жизни, соизмеряя свои поступки с возможной реакцией на них демиурга и его родственников. Имя Кутха постоянно фигурировало в ритуально-магических церемониях коряков (в шаманских заклинаниях и пр.), с ним связана их праздничная, обрядовая и смеховая культура.

Согласно традиционным воззрениям коряков, вселенную населяет бесчисленное количество добрых и злых духов, требующих особого этикета общения с ними. Посредниками между людьми и духами часто выступали шаманы. Шаманство коряков преимущественно семейное (женское). В обязанности старших женщин в семье входило осуществление охранительной и лечебной магии. Среди профессиональных шаманов были как мужчины, так и женщины, встречались шаманы «превращенного пола». Функции профессиональных шаманов включали проведение специальных «шаманских» обрядов, лечение больных, борьбу со злыми духами, гадание, наделение предметов магическими свойствами и др. Облачение шаманов отличалось большим числом украшений и амулетов, специальной ритуальной одежды они не имели. Главный шаманский атрибут – бубен – имелся в каждой семье и помимо ритуального назначения выполнял роль музыкального инструмента.

 

С бубном на сцене Татьяна Ильинична Уркачан –знаток корякского языка м традиций.

Были распространены культы предков, жертвенных мест ( аппапель, ылл-апиль ), промысловые культы. Основные культовые церемонии проводились на праздниках: у оленеводов – в честь возвращения стад с летних пастбищ, отела и забоя оленей и пр., у береговых – в честь животных, добытых на промысле (кит, нерпа, горный баран и др.). Религиозным почитанием пользовались изображения духов-охранителей.

Окрестности Паланы.

Охранителя селения оседлые коряки изображали в виде деревянного столба с грубо высеченным лицом.

Среди семейных и личных оберегов наиболее распространены были камни для гадания аняпель , а также антропоморфные деревянные фигурки для добывания огня трением – гычгый . Духов задабривали, принося им жертвы в виде травы, ягод, табака, кусочков материи, сахара, шкурок животных. Совершали жертвенные убийства собак и оленей.

Наблюдалось отношение к слову и звуку как к сакральным знакам и символам, как к живым организмам, обладающим магической силой. В народной медицине широко использовались различные словесные модели, устные повествования в качестве целебного средства. В лечебных целях больному рассказывали истории о мифологических героях, священных объектах природы и пр. Целебные тексты отличались разнообразием («Каждой болезни свои рассказы»). Магия слова использовалась и при самолечении: больной обращался с просьбами или угрозами к самой болезни, к духам, вызвавшим болезнь, к «душам» умерших, которые, согласно поверьям, также могли вызвать болезнь. С просьбой о помощи обращались к высшим силам, к семейным охранителям – амулетам. Магико-лечебные рассказы и заклинания часто произносились шепотом.

Формы и детали религиозных практик часто определялись импровизацией, экспромтом. Значительная часть традиционных религиозных обычаев и обрядов сохранилась до настоящего времени.

Праздники, преимущественно сезонные, промысловые, различались по отдельным группам. У кочевых коряков весной, когда большинство оленей сбрасывают рога, устраивали Праздник оленьих рогов Килвэй . Весной же, в период отела оленей, проводили праздник молодого оленя Каюю («Олененок»), Коявгыегык («Олени телятся»). Во время праздников широко практиковались жертвоприношения. В конце декабря – середине января оленные коряки праздновали «Возвращение солнца». В феврале продолжением праздника становился массовый забой оленей, после которого хозяин стойбища устраивал гонки на оленях и другие спортивные состязания.

У береговых коряков праздничные церемонии проводились в честь добытого кита. Праздник проводился осенью, когда у морских охотников заканчивался промысловый сезон. В корякских мифах упоминаются праздники «Встреча кита» и «Проводы кита». До настоящего времени весьма популярным остается осенний праздник Хололо ( Ололо ), связанный с проводами нерпы. Его проводили карагинские, лесновские и др. коряки, обычно с середины ноября до начала января. Организацией праздника занималась по очереди каждая семья селения. На праздниках проводились (и проводятся) специальные обряды. Они сопровождаются играми, плясками, пением.

В семьях, имеющих близнецов, устраивали особый «волчий праздник», так как близнецы считались родственниками волков.

Часть коряков, преимущественно береговых, исповедует православие, принесенное на Камчатку русскими миссионерами в XVIII – начале XXв. Миссионерство было возрождено на Камчатке в 2011 г. В 1990-е гг. в результате деятельности зарубежных проповедников среди части коряков получил некоторое распространение протестантизм.

В группу семейно-бытовых корякских обрядов входят ритуалы, связанные с заключением брака, с рождением и смертью человека.

Родильный обряд включал запреты и предписания для беременной женщины и ее окружения. Женщина рожала в закрытом пологе, принимали роды старые женщины. Во время родов ей запрещалось кричать, дабы не привлекать внимания злых духов. На другой день после появления ребенка на свет благодарили Верховное божество, приносили в жертву собаку или оленью важенку, приглашали гостей, устраивали гонки на оленях. Имя новорожденного определяли с помощью гадального камня – аняпэля . Если ребенок болел, ему нередко меняли имя.

Умерших хоронили в специальной погребальной одежде белого цвета, сшитой из шкур личных молодых оленей. С умершим старались обращаться как с живым – ставили у его изголовья продукты, играли с ним в карты. Спать в помещении, где находится умерший, запрещалось.

Основным способом погребения было трупосожжение. Вместе с умершим на костре сжигали его личные вещи, небольшое количество продуктов и подарки, предназначенные ранее умершим родственникам. У кочевых коряков важным элементом поминального обряда считался забой личных оленей умершего. После проведения годовых поминок места погребения посещали редко.

У части коряков западного побережья Камчатки, где христианство начало распространяться еще в XVIII в., была распространена православная семейно-бытовая обрядность с элементами архаических дохристианских ритуалов и обычаев.