Вернуться

 

Килпалин, Кирилл Васильевич



Килпалин Кирилл Васильевич (1930–1990) – корякский художник, поэт, автор сказок, легенд и рассказов, составитель «Нымыланско-русского словаря», член Союза художников России. Заслуженный работник культуры России (источник: «Художник своего народа» http://fishkamchatka.ru/library/periodicals/2729/11825_khudozhnik_svoego_naroda/ ).

 

Семья, образование и трудовая деятельность

К.В. Килпалин родился 5 октября 1930 г. в селе Хаилино Олюторского района Камчатской области в семье оседлых коряков-нымыланов. Отец его Василий Васильевич Лэхтыле был охотником. Он умер, когда Кириллу исполнился год. Рос Кирилл с матерью – Анной Кирилловной Рултын, которую очень любил. Смерть матери в ноябре 1969 г. стала для него большим горем. «Очаг потух дома. И теперь еще не могу успокоиться, душа болит. Перед глазами всегда мать – добрая, ласкательная», – признавался Килпалин в письме Г.Г. Поротову.

В школу Кирилл пошел в Хаилино, продолжил учебу в пос. Тиличики. После окончания средней школы два года работал мотористом на моторно-рыболовной станции, затем – пастухом-оленеводом в совхозе с. Пусторецк Пенжинского района. В 1949 г. был направлен дирекцией совхоза на учебу в окрсельхозшколу в Палане.

В 1952 г. возвратился в совхоз Пусторецка дипломированным фельдшером и стал работать там ветфельдшером и учетчиком.

В 1957 г., после участия в областной выставке изобразительного и декоративно-прикладного искусства, Кирилла Килпалина послали учиться во Владивостокское художественное училище на отделение живописи. Через два года, не доучившись, он вернулся домой на Камчатку. Работал художником в Доме культуры в Палане и в 1962 г. уехал в с. Тополевка, находящееся неподалеку от пос. Хаилино. В Тополевке Килпалин жил до конца своих дней, работая охотником и рыбаком. Здесь рождались его рисунки и картины, иллюстрации к сказкам и сами сказки.

 

Изобразительное творчество

Искусство Кирилла Килпалина – самобытное, подчас интуитивное и наивное в своей чистоте и искренности – не может никого оставить равнодушным. Художник Килпалин – одаренный от природы человек, не получивший систематического художественного образования, занимался творчеством, реализуя духовную потребность передать людям через художественные образы свои мысли и чувства. Он разработал ту образную и живописно-пластическую систему, в которой наиболее полно смог выразить свое отношение к действительности. Его работы несут ярко выраженное индивидуальное начало, в них покоряют удивительная чистота и непосредственность восприятия мира, поэтичность, проникновенность.

В творчестве художника более всего выделяются три жанра: портретный, бытовой и мифологический. Широко известны как графические портреты родных, друзей, односельчан, выполненные художником в карандаше, акварели, отличающиеся глубиной, уверенным почерком, точностью характеристик, значительностью («Старушка Дуня», «Баянист Тапанан», «Портрет Ивыгина», «Девочка» и др.), так и его портреты, написанные маслом: «Автопортрет», «Портрет оленевода», «Портрет Георгия Поротова», «Портрет Владимира Косыгина».

Многие портреты написаны Килпалиным не с натуры, а по памяти. Килпалин-портретист очень наблюдателен, вдумчив, он настоящий психолог, и поэтому ему удается передать не только внешнее сходство человека, но добиться большего – раскрыть его внутренний мир. У художника достаточно насыщенная палитра. Начав с карандаша и акварели с ее легкостью и прозрачностью он пришел к маслу, добиваясь и в нем такой же прозрачности и чистоты. Он хорошо передавал цвет. Особенно ему удавались коричневый, оттенки синего и голубого.

В жанровых картинах Килпалин изображает то, что знакомо и дорого ему самому – нымылану, охотнику, рыбаку, пастуху («Кораль», «Согжой пойман», «На батах»).

 

К. Килпалин – фольклорист, писатель и иллюстратор

Кирилл Васильевич был не только художником, но и собирателем корякского, чукотского, ительменского фольклора, автором многочисленных рассказов, сказок, легенд. Уже в середине 1950-х гг. он написал первые свои сказки в стихах: «Небесный смерч», «Сестра», «Золотой рог», «Куткинняку – шаман», «Острова страданий», «Два брата» и рассказы: «Чайка-матушка», «Дурак», «Странный скакун». Его рассказы о забавных приключениях и охоте печатала газета «Корякский коммунист». В 1964 г. его сказки «Полярный олень» (по чукотским мотивам) и «Длинный и короткий» (на основе ительменского фольклора) были опубликованы в сборнике «Здравствуй, утро камчатское!». Эти первые произведения Килпалина, безусловно, обладают художественной ценностью, в них сохранен стиль, язык, дух сказочника-нымылана.

В 1986 г. Камчатское отделение Дальневосточного книжного издательства выпустило книжку «Здравствуй, солнце!» на русском и корякском языках с наиболее известными сказками Кирилла Килпалина: «Спор рыб», «Здравствуй, солнце!», «Кала», «Белый рог» и первой частью легенды «Аня». Сказки Килпалина светлы, лиричны. В них много фантазии, выдумки. В каждой из них – стремление к справедливости, добру, мудрости. Язык этих сказок – сочный, образный.

В 1993 г., после смерти Килпалина, увидела свет книга его сказок «Аня», в которую вошли не публиковавшиеся ранее сказки: «К земле предков», «Копьеборец Хуммавири». В этих сказках земля предков – чудесный мир, где свободно живут и люди, и птицы, и звери, куда ведет солнечная дорога; в них мир побеждает войну.

Интерес к фольклору не мог не отразиться на творчестве Килпалина-художника. Своеобразной визитной карточкой художника стали образы ворона Куткинняку (прародителя коряков) и его жены Митты, воплощенные Килпалиным в акварелях и живописном произведении «Куткинняку и Митты».

Большой интерес для характеристики творчества Килпалина представляют его иллюстрации к собственным сказкам, впервые опубликованным в книге его сказок «Аня» (1993). Скромные, безыскусные, но глубоко содержательные, эти рисунки, сделанные тушью и пером, органично дополняют тексты сказок.

В последний период своей жизни художник создает не только иллюстрации, но и интересные живописные произведения: «Полярный олень Покко», «Автопортрет», «Портрет В.И. Успенской», «Аня», «Любимые женщины» и другие.

 

Кирилл Васильевич Килпалин умер 5 декабря 1991 г. неожиданно, тихо, никого не тревожа, как и жил. Похоронили его по традиционному корякскому обычаю.

Темы произведений Кирилла Васильевича Килпалина – родная природа, знакомые лица односельчан, друзей, сценки из окружающей жизни, сказочные сюжеты. Именно это делает его произведения такими близкими людям, а егo самого – Художником своего народа.