Вернуться
  Институт этнологии и антропологии РАН
Батьянова Елена Петровна

 

Коряки. Материальная культура


Специфику материальной культуры коряков издревле определяют их традиционные отрасли хозяйства. У оленных (кочевых) коряков такой определяющей отраслью является оленеводство. «Олень – это мясо, одежда, жилье, деньги и транспорт», – говорят коряки.

 

Пища.

С бубном на сцене Татьяна Ильинична Уркачан –знаток корякского языка и традиций.


Корякские дети веселятся. Село Седанка, 1997 // Архив Отдела Севера ИЭА РАН


Основу пищевого рациона оленных коряков составляло мясо оленей. Его употребляли преимущественно в вареном виде. Из вяленой оленины приготавливали особое блюдо – толкушу ( тылкытыл ), добавляя в растертое мясо коренья, жир и ягоды. Сырым (замороженным) мясом зимой питались в дороге. Сырыми ели также свежие почки, хрящи и костный мозг оленей, считавшийся лакомством.

Некоторые группы оленных коряков заготавливали на зиму вяленую рыбу. Продукты морского зверобойного промысла оленеводы получали путем обмена с оседлыми соседями.

Оседлые коряки питались преимущественно рыбой и продуктами охоты на морских животных – их мясом и жиром. Лососей употребляли главным образом в виде вяленой на солнце юколы. Ее в больших количествах заготавливали впрок. Зимой ели также строганину – тонко нарезанную мороженую рыбу и замороженное мясо морских животных. Популярным блюдом у береговых коряков была толкуша, которую в отличие от кочевых коряков готовили не из оленины, а из тюленьего мяса, юколы или сушеной икры.

И береговые, и оленные коряки питались также мясом добытых на охоте диких оленей, горных баранов, бурых медведей, диких уток, куропаток и др.

У всех групп коряков употреблялись в пищу продукты собирательства. Этот вид хозяйственных занятий был наиболее распространен у оседлого населения. В пищу использовались корни сараны, дикого щавеля, свежие листья, корни и стволы кипрея, сладкий борщевик и другие травы. Из ягод собирали бруснику, шикшу, голубику, морошку, рябину, шиповник и др. На зиму запасали орехи кедрового стланика.

Привозные продукты (мука, крупы, чай, сахар и др.) начали использоваться коряками в конце XIX – начале XXв. В настоящее время эти продукты употребляются повсеместно.

 

Одежда.

К концу XIX – началу XX в. основным материалом для изготовления одежды у коряков служили специально обработанные оленьи шкуры. Реже для пошива одежды использовались шкуры cобак и тюленей.

Корякская меховая одежда относится к глухому типу, распространенному у арктических народов. Она не имеет разреза спереди и надевается как рубаха или комбинезон. Одежда подразделялась на зимнюю и летнюю, повседневную и праздничную, нижнюю и верхнюю. Нижнюю одежду носили мехом внутрь, верхнюю – мехом наружу.

 


Коряк в национальной одежде. Село Слаутное// Архив Отдела Севера ИЭА РАН


Традиционная женская одежда коряков. Село Слаутное // Архив Отдела Севера ИЭА РАН


Традиционная детская одежда коряков.


Традиционная праздничная одежда женщин. Село Слаутное //Архив Отдела Севера

ИЭА РАН.


Зимняя мужская одежда включала двойную меховую рубаху ( ямочгын ) – кухлянку длиной до колен, двойные штаны, достигавшие щиколоток, коническую шапку-ушанку «малахай» и обувь из оленьих камусов, сшитых мехом наружу. Кухлянка обычно имела капюшон. Отправляясь в дорогу, поверх кухлянки надевали камлейку – широкую ровдужную рубаху, защищавшую меховую одежду от снега. Меховые рукавицы использовали главным образом пастухи.

Женская зимняя одежда включала двойной меховой комбинезон – керкер , поверх которого надевали широкую и длинную меховую рубаху – гагагля (рус.), сшитую мехом внутрь и имевшую капюшон.

Летняя одежда изготовлялась из оленьих шкур со стриженым мехом или из ровдуги – оленьей замши, а также из тюленьих и собачьих шкур. Мужчины носили рубахи и штаны из этих материалов, женщины – ровдужные комбинезоны.

Корякская одежда была богато украшена меховой мозаикой, разноцветным бисером. Особенно отличалась обилием украшений праздничная одежда.

 

Традиционная женская одежда коряков. Село Слаутное // Архив Отдела Севера ИЭА РАН

Использовался геометрический, растительный, животный орнамент.

 

Традиционная детская одежда коряков.


Традиционная праздничная одежда женщин. Село Слаутное //Архив Отдела Севера ИЭА РАН.

Большое распространение имели браслеты, серьги, подвески и другие художественные изделия. Многие из них считались оберегами.

 

Поселок Палана. Знаток корякских традиций и фольклора Мария Тепеновна Етнеут с дочерью.


Магические охранительные свойства приписывались татуировкам и прическам.

Особые отличия имела погребальная одежда. Ей был присущ характерный орнамент и белый или светло-серый цвет меха.

Локальные группы коряков имели местные особенности одежды и ее аксессуаров.

К началу XX в. в местах расселения коряков получила распространение привозная одежда и фабричные ткани, используемые населением (преимущественно оседлым) для ее шитья. Мужчины-коряки под меховой одеждой стали носить матерчатые рубахи. У корякских женщин получили популярность платки и платья, сшитые по русскому образцу.

 

Жилище .

Типы жилища у кочевых и оседлых коряков различались. У кочевых коряков как зимним, так и летним жилищем служила яранга ( яян,а ) – большая круглая палатка, имеющая каркасный остов из жердей, покрытых оленьими шкурами. В диаметре большая яранга достигала десяти, а в высоту – четырех метров. Крыша жилища имела куполообразную форму.

Корякская яранга


Внутри яранги к ее стенкам прикреплялись спальные пологи из оленьих шкур, имеющие вид ящиков, перевернутых отверстиями вниз. Высота полога была около полутора метров, длина достигала четырех метров. Пространство под пологом устилалось оленьими шкурами. В каждой яранге размещалось от трех до пяти пологов. Максимальное число обитателей яранги в конце XIX – начале XX в. доходило до 25 чел. Стойбище кочевых коряков имело от двух до пяти яранг.

У оседлых коряков одним из распространенных типов жилища была восьмиугольная полуземлянка – лымгыян , или яян,а . Такое жилище было углублено в землю до полутора метров, имело в длину около 15 м, в ширину – около 12 м, в высоту – 3-7 метров. Оседлые коряки, как и кочевые, внутри помещения сооружали пологи. Крышу делали из жердей и плах. К одной из стен полуземлянки пристраивали коридор, в крыше которого имелось дымовое отверстие, его открывали, когда в помещении разжигали костер. Через коридор в жилище входили в период промысла на морских животных – с мая по конец октября, зимой же для входа использовали дымовое отверстие и специально сооруженные для этого бревна с зарубками.

Землянки коряков западного и восточного побережья несколько отличались. У некоторых групп коряков землянки с входом через дымовое отверстие исчезли к концу XVIII – началу XIX в. Им на смену пришли якутские землянки, обогревавшиеся железной или кирпичной печью. В конце XIX – начале XX в. многие семьи береговых коряков жили в бревенчатых избах, появившихся у них под влиянием русских.

 

Средства передвижения .

У кочевых коряков транспортным животным был олень. Оседлые коряки использовали для транспорта как оленей, так и собак. На оленях передвигались исключительно в упряжке и только в зимнее время, с выпадением первого снега. Бытовали два типа оленьих упряжек: легковые (ездовые) и грузовые. Каждый из типов имел особенности в конструкции нарт и в способе запрягания оленей. Различали мужские и женские ездовые нарты. Женские нарты отличались б о льшим размером, чем мужские, и в них впрягали только одного оленя. В мужскую легковую нарту впрягали двух оленей таким образом, чтобы правый олень бежал несколько впереди левого.

Грузовые упряжки использовали для перевозки имущества во время перекочевок. В особых нартах-кибитках перевозили маленьких детей. На таких нартах сооружался свод из прутьев, обтянутый меховой покрышкой.

При переездах на большие расстояния коряки, преимущественно береговые, пользовались собачьими упряжками. В каждую упряжку впрягали цугом от трех до семи пар собак. Для понукания и остановки собак использовали палку с длинным острием. Упряжное собаководство сохранялось на Камчатке вплоть до середины 1950-х гг.

Оседлые паланские коряки летом прибегали к конному транспорту, используя лошадей под вьюк.

У береговых коряков были распространены различные виды водного транспорта: кожаные байдары, долбленые баты и каюки. На байдарах, для изготовления которых использовали лахтачьи шкуры, выходили в море, чтобы охотиться на морских животных. На долбленых батах, достигавших в длину 12 м, плавали по мелководным и каменистым рекам, используя вместо весел шесты для отталкивания от дна. Легкие лодки-каюки, выдолбленные из тополя или осины, были распространены главным образом у пенжинских коряков.

 

В школе села Седанка, 1997// Архив Отдела Севера ИЭА РАН.


Зимой средством передвижения также служили лыжи – ступательные (ракетные) и скользящие. Ступательные лыжи использовали для передвижения по снегу и прокладывания пути для собачьей упряжки. На скользящих лыжах – тигыт , подклеенных оленьим камусом или нерпьчьей шкурой, передвигались по рыхлому снегу.

Традиционные виды транспорта вышли из повсеместного широкого употребления в 1960–1970-е гг. С 1990-х гг. наблюдается тенденция возрождения упряжного собаководства и других архаичных транспортных средств.