Вернуться

Институт этнологии и антропологии РАН
Батьянова Елена Петровна


Коряки. Краткая историческая справка


Этногенез коряков восходит к глубокой древности. Важнейший его этап ученые связывают с древнекорякской археологической культурой, получившей развитие в северной части Охотского побережья в середине 1 тыс. н. э. Население, представлявшее древнекорякскую культуру, занималось преимущественно прибрежной рыбной ловлей, морской охотой и собирательством. Именно в тот период сложились локальные этнокультурные группы коряков и произошло формирование их диалектов.

Исторические документы и памятники фольклора и мифологии коряков свидетельствуют об их тесных исторических контактах с эскимосами, чукчами, юкагирами, эвенами, ительменами.

Как считал известный историк и этнограф И.С. Вдовин, коряки освоили культуру морского зверобойного промысла благодаря контактам с эскимосами, от которых к ним также перешли некоторые обряды и праздники, связанные с этим промыслом. Эскимосско-корякские контакты нашли отражение в топонимике и прикладном искусстве этих народов.

С чукчами коряки связаны общностью происхождения, определившей близость их языков и культур. Тем не менее в истории взаимоотношений этих народов в прошлом присутствовали и территориальные споры, и грабительские набеги, и военные столкновения. К середине XIX в. между чукчами и коряками установились добрососедские отношения, чему подтверждением являются, в том числе, частые смешанные браки между ними.

Контакты коряков с юкагирами восходят к XIII XIV вв. В этот период небольшие группы юкагиров переместились с реки Колыма в верховья рек Пенжина, Гижига, Омолон и Анадырь. За долгую историю проживания по соседству между коряками и юкагирами бывали конфликты из-за промысловых угодий, о чем упоминается в юкагирском фольклоре. Но в целом корякско-юкагирские связи носили преимущественно дружественный характер.

Весьма тесные соседские отношения исторически сложились между коряками и ительменами. Начало их культурных связей уходит в глубину веков, что подтверждают данные археологии и антропологии. Взаимодействие этих народов нашло отражение в языке и культуре каждого из них.

Приобщение коряков к оленеводству и сложение локальных групп чавчувенов произошло, предположительно, в XI XVI вв. в результате контактов коряков с тунгусами. С начала XIX в. характер взаимоотношений коряков и тунгусов (эвенов) определяли главным образом торговля и обмен, в процессе которых происходило культурное взаимовлияние. Следствием их культурного сближения стали, в том числе, участившиеся смешанные браки.

Начало активных культурных контактов коряков и русских относится к середине XVIII в., когда на территории Камчатки появились русские поселения и активизировались торговые и обменные связи местных аборигенов с русскими. Укреплению корякско-русского сближения способствовала религиозная и просветительская деятельность Камчатской духовной миссии, учрежденной в 1742 г. и внесшей большой вклад в развитие на полуострове школьного образования и в распространение среди аборигенов русского языка и грамотности.

В советский период, с притоком на Камчатку русского населения, представлявшего учителей, медиков, специалистов нетрадиционных для коренного населения отраслей хозяйства и др., влияние русской культуры на коряков усилилось.