Вернуться
  Институт этнологии и антропологии РАН
Батьянова Елена Петровна

 

Коряки. Семья, воспитание и образование


Корякская мастерица Надежда Кайзиевна Хелол. Пос. Палана, 1985// Архив Отдела Севера ИЭА РАН.


Баты – долбленые лодки коряков, Село Тымлат 1985 г. // Архив Отдела Севера ИЭА РАН.


Создание семьи в традиционном обществе коряков регулировалось строгими предписаниями, определявшими в том числе, с какими категориями родственников можно вступать в брак и с какими нельзя. Заключению брака предшествовала отработка за невесту, в период которой жених, проживая в семье невесты, исполнял по поручению ее старших родственников различные мужские работы: пас оленей, охотился и пр. Срок отработки колебался от шести месяцев до трех лет. Успешно пройдя испытание, жених получал согласие родственников невесты на брак, после чего устраивался символический обряд «хватания невесты», во время которого жених, преодолевая сопротивление невесты и ее подруг и родственниц, должен был дотронуться до ее обнаженного тела. После этого брак считался заключенным, и новобрачная со временем переселялась в семью мужа. Обычай отработки за невесту бытовал у коряков вплоть до 1920-х гг.

В традиционной корякской семье главой являлся старший мужчина. Проживая в семье мужа, женщина продолжала пользоваться покровительством своих кровных родственников, и, если в отношениях с мужем что-то не ладилось, она возвращалась в родительскую семью.

Из архаичных брачных традиций у коряков бытовали обычаи левирата и сорората. Согласно левирату, в случае смерти старшего брата младший обязан был жениться на его вдове и заботиться о его детях. По обычаю сорората, младшая сестра после смерти старшей должна была стать женой своего овдовевшего зятя. Допускалось иметь одновременно две-три жены, но такие случаи были нечасты. Преобладали моногамные браки. В настоящее время в Корякском округе много смешанных в этническом отношении семей.

Рождение ребенка в семье отмечалось «женским праздником», на который приглашались гостьи – родственницы и соседки. С 10-12 лет детей приобщали к традиционным хозяйственным занятиям. Мальчики помогали отцу в мужских работах, связанных с рыбной ловлей, девочки приобщались к женским занятиям: выделке кож, шитье одежды, собирательстве и пр.

Распространение образования среди коряков восходит к началу деятельности на полуострове Камчатской православной миссии, учрежденной в 1742 г. Миссионеры очень многое сделали для развития образования на полуострове. Во многом благодаря им на Камчатке были открыты первые школы. В 1908 г. миссионер иеромонах Нестор (Н.А. Анисимов) перевел на корякский язык текст Божественной литургии, главы из Евангелия, молитвы, составил русско-корякский словарь и разговорник. В 1910 г. по инициативе Нестора было открыто Камчатское православное братство, которое занималось материальным обеспечением миссионерской и просветительской деятельности в регионе.

Работа миссии на Камчатке была прервана с установлением там советской власти. К началу 1930-х гг. на полуострове не осталось ни одной церкви, все церковноприходские школы были закрыты. В 1923 г. на Камчатке работало небольшое число школ, находившихся преимущественно в русских поселках. В то же время там были открыты первые корякские школы. В 1925/ 26 учебном году в них обучалось 206 детей. Начали открываться школы-интернаты, где ученики находились на полном государственном обеспечении. Для детей оленеводов организовывались кочевые школы. Преподавание велось на корякском языке. В начале 1930-х гг. были созданы на основе латиницы корякский алфавит и корякская письменность. До издания в 1932 г. первого букваря на корякском языке «Красная грамота», подготовленного С.Н. Стебницким, в некоторых школах Корякского национального округа пользовались рукописными букварями. В 1937 г. созданный до этого латинизированный алфавит был переведен на кириллическую основу. Активно проводилась работа по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. С 1953 г. преподавание во всех школах Корякского округа ведется на русском языке. В 1987 г. в Корякском округе функционировало 35 школ, в которых работали 650 учителей, 110 из которых являлись представителями народов Севера. С 1955 по 1979 г. корякский язык в школах округа не преподавался. Возобновление в 1980-е гг. преподавания корякского языка способствовало его сохранению и развитию.

В настоящее время в Корякском округе функционирует широкая сеть культурно-просветительных центров. Учреждения дополнительного образования детей имеются во многих населенных пунктах округа. В пос. Палана работает Корякская окружная школа искусств имени Д.Б. Кабалевского, открытая в 1967 г. Школа находится в ведении Министерства культуры Камчатского края . Там же находится Краевое государственное профессиональное образовательное учреждение «Паланский колледж», в котором готовят специалистов разного профиля, в том числе оленеводов, трактористов, водителей автотранспорта, учителей, воспитателей, продавцов и др. Многие выпускники корякских школ продолжают образование в различных учебных заведениях Петропавловска-Камчатского, Москвы и других городов. Среди высших учебных заведений, где получают образование коряки, Институт народов Севера (Санкт-Петербург), готовящий педагогические и научные кадры КМНС.